Стэн

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стэн Ян (Steen, ок. 1626—79) — знаменитый голландский живописец-жанрист, сын пивовара, род. в Лейдене, учился сперва у Н. Кнупфера, а потом, переехав в Гарлем, подпал под влияние Дирка Гальса и Адриана ван-Остаде, окончательно же развился в Гааге, под руководством Я. ван-Гойена. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стэн в то же время держал на аренде пивоварню в Дельфе. В 1661 г. он переселился в Гарлем, сделавшийся ареной самой блестящей его деятельности, и, наконец, после смерти своего отца, в 1669 г., окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. Старинные биографы Стэн — Гоубракен и Кампо-Вейерман — представляют Стэн отчаянным кутилою и беспросыпным пьяницею; но их рассказы о нем не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что художник нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем выводил на сцену самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Стэн — один из самых талантливых и характерных представителей голландского жанра. Его произведения в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокою правдою и юмором. Рисунок в них вообще не отличается безусловною правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в одеждах и человеческом теле, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стэн; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму. Он почерпал сюжеты из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих картинах крестьянские пирушки, сцены в шинках, модниц богатого класса и т. п. Картины Стэн на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие произведения этого мастера: "Семейство художника", "Клетка попугая" (в королевском муз. в Амстердаме), "Зубной врач", "Зверинец", "Притворно больная молодая женщина", "Посещение доктора", "Как поют старики так свищет молодежь" (в Гаагск. муз.), "Вербовка солдат" и "Галантный подарок" (в Брюссельск. муз.), "Брак в Кане Галилейской" (в Дрезденск. гал.), "Веселое общество" (в Берлинск. муз.), "Серенада" (в Пражск. муз.) и др. В Имп. Эрмитаже находятся следующие картины Стэн: "Эсфирь пред Артаксерксом" (№ 895), "Больная и врач" (№ 896), "Летний праздник" (№ 897), "Гуляки" (№ 898), "Больной старик" (№ 8 99), "Игроки в триктрак" (№ 900), "Крестьянская свадьба" (№ 901), две "Сцены в шинке" (№ 902 и 1788) и "Выбор между молодостью и старостью". Ср. Т. ван-Вестргэне, "Etudes sur l'art en Hollande" (Гаага, 1856); В. Боде, "Studien zur Geschichte der holl ändise n Malerei"; A. A. Coмов, "Ян Стэн" (в журн. "Искусство и художественная промышленность", авг., 1899).

А. А. С—в.

Смотрии так же...