Струве, Генрих Егорович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Струве, Генрих Егорович (род. в 1840 г.) — современный философ. В 1862 г. Струве защитил в Иене диссертацию на степень доктора философии "Zur Entstehung d. Seele". В 1863 г. Струве был назначен адъюнкт-профессором по кафедре философии в бывшей главной школе в Варшаве и занимает до сих пор эту кафедру в Варшавском унив. Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. В Московском унив. Струве получил степень доктора философии по защите диссертации "Самостоятельное начало душевных явлений" (М., 1870). Книга Струве вызвала оживленную полемику в литературе. Против нее выступил Н. Аксаков с брошюрой "Подспудный материализм, по поводу диссертации г. Струве" (М., 1870) и Струве Усов, "По поводу диссертации г. Струве" (М., 1870). В защиту Струве выступил Юркевич ("Игра подспудных сил", "Русский вестн.", 1870, 3). В полемике принял участие и Н. Страхов, который написал критический отзыв о книге Струве, "Введение в философию" (в "Журн. M. H. П."). Другие сочинения Струве на русском языке: "Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками" (Варш., 1872); "Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения" (ib., 1894; 10 изд., СПб., 1900); "Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще" ("Энциклопедия философских наук", ч. 1, Варш., 1890); "Способности и развитие философствующего ума" (М., 1897); "Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше" (Харьк., 1900). На польском языке: "Wyw ó d pojecia filozofii (Варш., 1863); "О psychologicznej zasadzie teoryi poznania" (Варш., 1864); "О temperamentach" (ib., 1864); "O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych" (ib., 1867). "O pięknie i jego objawach" (Варш., 1865); "Wykł ad systematyczny logiki. T. I. Cz ęść wst ę pna" (ib., 1871); "Synteza dwóch ś wiató w" (Bapш., 1876, изложение проводимой Струве философской системы); "Cechy charakterystyczne filozofii и jej znaczenie w por ó wnaniu z innymi naukami" (Варш., 1875); "O nieś miertelno śći duszy" (ib., 1884); "Estetyka barw" (ib., 1886) и мн. др. С 1885 г. под редакцией Струве выходят переводы классических философских сочинений на польский язык. На немецком языке Струве написал. "Hamlet. Eine Charakterstudie" (Веймар, 1876); "Zur Psychologie der Sittlichkeit" (Б., 1882); "Die polnische Litteratur zur Ge s chichte der Philosophie" (Берл., 1892) и мн. др. В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая главным образом к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракциею понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душою Mиpa, мир — телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые, в свою очередь, являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушимую гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это — явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также "синтетической философией", стремится примирить противоречия между духом и материей, свободою и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве — психологический анализ. По опредлению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основою которых является математика, — частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии — объяснение явлений. Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 60-х годов. См. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варш., 1896) и К. Кашевского (Варш., 1898).

Смотрии так же...