Стефани Генрих

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стефани Генрих (1761—1851) — известный немецкий педагог, боровшийся за свободу и самостоятельность школы. Был членом училищного совета в Баварии, но вследствие иезуитских происков принужден был оставить эту должность. Издал ряд педагогических сочинений, в том числе: "План науки о правительственном воспитании" (1797), "Система общественного воспитания" (1806, разработка предыдущего), "Азбука, или элементарное руководство обучать чтению" (1802, выдержала более ста изданий), "Краткое наставление в самом основательном и легком методе обучать детей чтению" (1804), "О гимназиях, их назначении и целесообразном устройстве" (1829). Громадную услугу народной школе Стефани Генрих оказал тем, что обработал звуковой метод (см.) и, несмотря на противодействие, добился широкого распространения его не только в Германии, но и в других государствах Европы и Америки. Идея звукового метода принадлежит Амосу Коменскому, но она прошла незамеченной, равно как и попытки, сделанные в XVIII в. (напр. Гофманом), и только благодаря трудам Стефани Генрих звуковой метод вытеснил буквослагательный. Способ Стефани Генрих — синтетический, т. е. от звуков и их начертаний учащиеся восходят к словам, предложениям и статьям. Все обучение чтению последовательно распределяется по семи ступеням. При синтетическом способе учащиеся начинают неизвестным (звуками) и кончают известным (словами) — а такой порядок противоречит основным требованиям дидактики. Затем у Стефани Генрих отсутствуют предварительные упражнения в звуковом анализе, чрезвычайно облегчающие обучение чтению, а также совершенно нет наглядности. Наконец, Стефани Генрих отделяет от обучения чтению обучение письму. Все эти недостатки метода Стефани Генрих были исправлены позднейшими педагогами. В сочинении "О гимназиях" Стефани Генрих стремился к лучшей постановке гимназического обучения, защищая преобладание в гимназии изучения родного языка и родной литературы. Стефани Генрих считает ошибкою пренебрежение собственнными классиками; мнение, будто гуманитарное образование достигается только изучением римских и греческих языков и писателей, несправедливо. Основной принцип педагогики у Стефани Генрих сводится к тому, что с воспитанником надлежит обращаться как с свободным существом, которое должно научиться употреблять свою волю сообразно велениям разума. Воспитатель может считать свою задачу выполненною, если его питомец: а) достиг крепости организма, ловкости и привычки к гигиеническому образу жизни, б) отказался от низменных наслаждений и получил вкус к высшим, идеальным, в) приобрел большой навык в мышлении и г) добился уменья управлять волею, согласно требованиям нравственности и благоразумия. Школа должна подготовлять своих питомцев к нравственной жизни среди общества. Улучшение воспитания возможно только в тот случат если "вся общественная система образования сделается особою, самостоятельною отраслью государственной деятельности, и ей придана будет целесообразная, по всему государству разлитая организация". Общественное воспитание ни в каком случае не должно присоединяться к какой-либо другой отрасли государственной деятельности: особенно Стефани Генрих восстает против подчинения его церковному ведомству. Ср. Миропольский, "Обучение грамоте".

Н. Тупиков.

Смотрии так же...