Стафф Леопольд

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стафф Леопольд (Staff) — известный польский поэт-модернист. Род. в 1878 г. Сборники его стихотворений: "Sny о potędze" (1901 и 1905), "Dzień duszy" (1903), "Ptakom niebieskim" (1905), "Pie ś ni, śpiewane sobie i nocy" (1905) и др.; ему же принадлежат поэма "Mistrz Twardowski. Pięć ś piewó w o czynie" (1902), пьеса "Skarb" (1904). Он находился под влиянием Гуго фон Гоффмансталя, Метерлинка, Гауптмана, Словацкого, Ницше, но чужие образы умел перерабатывать по-своему. Польская критика признает за Стафф Леопольд артистическую простоту, нежный и возвышенный тон, мелодичные рифмы, классический польский язык. Вдохновение Стафф Леопольд сравнивают с "ясным и прозрачным источником, который может сделаться бурным и пенистым, но не мутным" (Я. Стен). Основное настроение Стафф Леопольд — мягкая печаль, родившаяся "в серый час жизни", "в печальную пору человечества", "в полусонном царстве сумерек", когда "паук гробниц опутывал в свою серебристую пряжу каждую мысль, каждое чувство" ("Był o to dawno "...). В поэзии Стафф Леопольд властвует чудная и страшная царица-Смерть. Он любит Ночь, которую воспевает в цикле "Песни себе и Ночи" ("Пламя", "Обманутая жизнь", "Река"), охотнее описывает безбрежную снежную пустыню ("Снег") или дождь, без устали и в такт ударяющий по мутной луже ("Слякоть"), чем солнечные радостные картины. По выражению Бжозовского, "природа нужна Стафф Леопольд не как форма для его чувств и мечтаний, но, находясь как бы в его мыслях и чувствах, она представляет пластичный материал для грез и настроений". Главный сборник Стафф Леопольд: "Сны о могуществе" вместе с подзаголовком поэмы о Твардовском ("Пять песен о подвигах") лучше всего выражает основное настроение музы Стафф Леопольд Если он хочет из бесформенной массы драгоценных металлов выковать себе сердце "закаленное, мужественное, гордое, сильное" ("Kowal"), заставить это сердце "звенеть в песне мощи — великой, простой, суровой и твердой, в песне бури и свободы — дерзкой и страстной" ("Poczucie plełni"), то это стремление к "могуществу" служит только признаком бессилия поэта, его женственной уступчивости. При всем том, в творчестве Стафф Леопольд некоторые польские критики видят и жизнеспособный элемент, так как идеал поэта (облагороженный сверхчеловек) противоположен идеалу Ницше. Стафф Леопольд не чужд альтруизма. Если бы поэт был могучим властелином востока, то созвал бы всех, кого терзает тайная печаль, и отдал бы им "золото, драгоценности, дорогие ковры и свое сердце — великое, доброе сердце" ("Mocarz"). Другие критики считают Стафф Леопольд представителем активного духовного элемента, неизвестного служителям официальной церкви. Стафф Леопольд молится перед Распятием за всех преступников, говоря: "Когда ребенок болен — мать не бьет его". Он просит "более чем справедливого" Господа о снисхождении к тем, кто не может быть добродетельным; просит укрыть ленивого работника в поле от взора надсмотрщика, довести пьяного домой по предательским мостикам, замерзшему нищему оставить незапертой дверь булочной, блуднице с больным лицом найти до вечера любовника, убегающему от преследования вору дать крепкие ноги, наконец, послать "величайшую милость, счастье бедняков — внезапную и неожиданную смерть" ("Modlitwa"), Как драматург, Стафф Леопольд — типичный символист. В его трагедии "Skarb" время и место действия безразличны, неопределенны: "быть может, никогда и нигде, быть может — в нас самих и каждый день". Действующие лица существуют только в экстатическом видении поэта. Идея пьесы состоит в том, что люди только до тех пор стремятся достать клад, скрытый в башне (— идеал), пока верят в реальное существование его, и становятся равнодушными, как только стоявшая на страже у клада жрица отказывает им в требовании посмотреть клад. Тогда люди начинают искать идеал на земле, т. е. ничего уже не ищут, говоря: "пусть он хоть раз сошел бы на землю, выступил бы из сферы мифа — но для чего же мучиться и губить жизнь из-за химеры"? См. Р. Chmielowski, "Ze współ czesnego Parnasu" ("Kurjer codzienny", 1902, № 157); A. Siedlecki, "L. St." ("S ł owo Polskie", 1902, № 162); Z. Strzetelska, "Z ostatnich zbiorów" ("Nowe S ł owo", 1902, № 22, 540—544, № 24, 586—588); B. Breszel, "L. St. Próba syntezy" ("Przegl ą d tygodniowy", 1903, № 42); St. Brzozowski, "L. St." ("Krytyka", 1905, IV, 270—276, V, 390—398, VI, 468—475).

А. Яцимирский.

Смотрии так же...