Соханская

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соханская (Надежда Степановна) — талантливая писательница, известная под псевдонимом Кохановская (1825 — 1884). Род. в дворянской семье Харьковской губернии. Отец её — кавалерийский ротмистр — рано умер и оставил жену и трех детей в очень стесненных обстоятельствах. 9-ти лет Соханская была отдана в Харьковский институт, где небогатой девочке жилось очень трудно и невесело, но курс она, однако, кончила с шифром. Еще более невеселая жизнь ждала ее по окончании института в родовом степном хуторе, Макаровке (Изюмского уезда), где ей суждено было прожить до самой смерти. Небольшие средства всецело шли на воспитание и баловство двух братьев видимо некрасивой и не блестящей девушки. Кругом царили ничтожнейшие интересы, и духовные запросы молодой институтки, до самозабвения любившей чтение и книги и рано порывавшейся писать, встречали тупое непонимание и удивление. Даже чистой бумаги для писания ей трудно было достать и первые произведения сочинялись на оборотной стороне старых ротных донесений покойного отца. Тем не менее, Соханская уже в 1846 г. "отправила к Плетневу, издававшему тогда "Современник", повесть "Графиня Д***". Плетнев не взял повести, потому что ему показалось, что она написана в несимпатичном ему стиле французской беллетристики, но он сразу заметил в Соханская крупный талант, вступил с ней в оживленную переписку и просил ее рассказать свою жизнь. Соханская прислала обширную автобиографию. Это блестящее литературное произведение, одновременно ярко рисующее институтский и помещичий быт и психологию одиночества. По интимности своего содержания, превосходная автобиография Соханская могла увидеть свет только пятьдесят лет спустя ("Русское Обозрение", 1896, №№ 6—12). Плетнева автобиография привела в совершенный восторг, он находил ее прямо "гениальной", давал читать Жуковскому и императрице Марии Александровне. Плетнев всю жизнь вел с Соханская деятельную переписку, но свиделись они только в 1862 г., когда Соханская удалось, наконец, преодолеть финансовые препятствия и выбраться в Петербург. Она встретила здесь очень почетный прием, была представлена императрице и получила от неё ценный подарок. Литературную известность Соханская (до того напечатавшая в "Отечественных Записках" 1848 г., № 12, повесть "Графиня Д***", в "Современнике" 1850 г., № 12, повесть "Соседи", несколько корреспонденций в "Соханская-Петербургских Ведомостях", 1854—55 гг.) приобретает, когда в "Пантеоне" 1856 г. была напечатана первая часть рассказа "Гайка", а в "Русском Вестнике" 1858 г., лучшая ее вещь — "После обеда в гостях". Позднее появились в печати: "Любила" ("Библиотека для Чтения", 1858, № 7), "Из провинциальной галереи портретов" ("Русский Вестник", 1859, № 5), "Гайка", в полном виде ("Русское Слово", 1860, № 4), "Кирилла Петров и Настасья Дмитрова" ("День", 1862), "Старина" ("Отечественные Записки", 1861, №№ 3 и 4), "Давняя встреча" ("День", 1862); "Рой-Феодосий Саввич на спокое" ("День, 1864), "Слава Богу, что мужик лапотку сплел", народная комедия ("Заря", 1871, № 1) и небольшие газетные заметки в "Дне", "Руси" и "Гражданине". После смерти, кроме автобиографии, напечатаны: "Степная барышня сороковых годов" и "Сумеречные рассказы", в "Руси", 1885 г., и обширная переписка ее с Аксаковыми в "Русском Обозрении" и "Русском Архиве", 1897 г. Отдельным изданием вышли: "Повести", в 2 частях (М., 1863); " После обеда в гостях" (СПб., 1885) и "Кирилла Петров и Настасья Дмитрова" (СПб., 1886). Все удивительно колоритно и красиво написанные произведения Соханская посвящены мелко-городской и народной жизни и старине. В связи с тем, что через все эти произведения проходит теория "смирения", которое славянофилы считали основным свойством русского народного характера и старорусского быта, за Соханская установилась кличка "писательницы славянофилки". "Смирение", действительно, занимает чрезвычайно странное место в творческих замыслах Соханская Рисуя весьма часто семейный деспотизм, самодурство, обиду сильного и т. д., писательница не только на все это не негодует, а всегда сводит дело к тому, что обиженный не только впоследствии примирился со своей обидой, но еще сам себя считал виноватым в непокорстве и непочтительности. Теперь, когда обнародованы интимные подробности личной жизни Соханская ясно, что тут нет ничего теоретически навеянного и что у нее была внутренняя потребность скрашивать нерадостное прозябание верой в необходимость страдания и уничтожения своей личности. Рядом с этим, безвыездная жизнь в глухом захолустье до того ее ассимилировала с собой, что она перестала замечать ее мелкий пошиб. В этом и сила и слабость Соханская Сила в том, что в тине мелкой жизни уездного города ("После обеда в гостях"), которая до того давала материал только для сатирических очерков, в психологии какого-нибудь разжившегося практика — захолустного помещика ("Гайка"), какого-нибудь ловкача-приказчика ("Кирилла Петров и Настасья Дмитриевна") и т. д. Соханская сумела отыскать элементы истинной поэзии и высоких настроений. Но в этом же и слабость произведений Соханская, парализовавшая ее блестящий реалистический талант, ее умение придавать жизнь и интерес самым обыденным вещам. Она бросает слишком яркий, чисто-эпический свет на своих героев, которые превращаются у нее в каких-то богатырей былин и праведников религиозных легенд, и говорящих неспроста, и чувствующих как по писанному.

Ср. статью Соханская И. Пономарева в "Русском Обозрении", 1898 г., № 1, где указана литература о Соханская и дан список всех сочинений ее (разбросанных по разным журналам и многочисленных, оставшихся в рукописи), ждущих еще хорошего издания.

Соханская Венгеров.

Смотрии так же...