Сосницкий

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Сосницкий (Иван Иванович) — знаменитый актер (1794—1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером. Сосницкий отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере Сосницкий принял князь Шаховской, когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую Сосницкий и был в том же году выпущен. Первый большой успех Сосницкий имел в пьесе Шаховского: "Липецкие воды, или урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к Сосницкий; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочими, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение Сосницкий приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) Сосницкий играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль — одно из лучших созданий артиста — осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) Сосницкий создал роль городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, Сосницкий приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний — в "Гамлете", Арнольф — в "Школе женщин", Вурм — в "Коварстве и любви"). Театр Островского Сосницкий мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда Сосницкий шел уже шестой десяток лет, и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре Сосницкий, все же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина — "Мишура" и "Виноватая", Н. Потехина — "Доля-горе", Пальма — "Благодетель", Устрялова — "Разрыв", Манна — "Паутина" и др. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). — Белинский не сразу оценил Сосницкий; во время приезда его в Москву, он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем Сосницкий и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про Сосницкий Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость Сосницкий и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности — это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным". Сосницкий был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей Сосницкий и в 1871 г. — шестидесятилетний. В частной жизни Сосницкий отличался добродушным характером. Жена артиста, Елена Яковлевна Сосницкий, дочь певца Воробьева — была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей Сосницкий — роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась.

Ср. брошюру по поводу юбилея Сосницкий (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн. Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск. театра" Арапова; "Хроника СПб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма Сосницкий к Читау ("Русск. Вестн.", 1882, № 8), "Русская Старина" (1880, т. X XIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед." (1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892—1893 гг.

В. К.

Смотрии так же...