Сор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Сор в поверьях и обрядах, играет роль таинственного талисмана. В некоторых местах Полтавской губ., начиная от вечера Богатой кутьи до нового года, выметая избу, Сор не выбрасывают вон, а собирают в одно место и в новый год выносят его до восхода солнца в сад и сжигают ("Маяк", 1843, XI, 39). С переходом в новый дом или на квартиру, на прежней выметают и выбрасывают Сор, чтобы не оставить доли в покинутом доме, и затем горсть Сор переносят в новый дом и бросают его в передний угол (Kopernicki, в "Zbi ó r wiadom.", XI, 203). Выбрасывают Сор до захода солнца. Употребляют Сор в гаданиях: берут на "смитныку", не глядя, какую-нибудь выброшенную вещь и по ней гадают, кто будет мужем, сапожник, плотник или кто другой (Ящуржинский в "Киев. Стар.", 1888, XI, 63). В Казанской губ. девушки гадают, имея в руках горсть Сор (Можаровский, "Святочные песни, игры и гадания", 102); но преимущественно употребляют у некоторых народов Сор на свадьбах, на что в Малороссии намекает лишь пословица "на смитныку женывся" (Номис, "Присказки", § 8819). Чтобы понять значение этого выражения, нужно принять во внимание, что у древних индусов молодая при входе в дом мужа становилась на кучу Сор (Weber, "Ind. Stud.", V, 371), а в западной Германии молодую в доме новобрачного обводят вокруг кучи Сор (Wuttke, "Volksabergl", 351). Основное значение обрядового употребления Сор у русского и др. индоевропейских народов достаточно объясняется следующим древним индусским свадебным обрядом и относящимся к нему изречением: на кучу Сор клали камень; на него клали немного травы, и муж возводил новобрачную на камень, приговаривая: "Для тебя, жена, держу я счастливый и целебный твердый камень в лоне божественной земли" (Weber, "Ind. Stud.", V, 395). Сор служил тут символом земли, и обрядовое его употребление обусловлено религиозным почитанием земли, а что такое почитание земли было некогда свойственно и русскому народу, видно из многих других малорусских обрядов и поверий, например из запорожского обычая мазать грязью лицо вновь выбранного в кошевые атаманы, из поверья, что от некоторых болезней полезно съесть немного земли, из клятвы землей и т. п.

Н. С—в.

Смотрии так же...