Соннет или сонет

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соннет или сонет (франц. Sonnet, от итальян. sonetto или старофранц. sonet — песенка) — небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший (quatrains) на две рифмы и двух трехстиший (tercets) на три рифмы; к этим правилам строгая теория правильного сонета прибавляет еще некоторые условия: рифмы в четверостишиях должны чередоваться в порядке: abba, abba (в трехстишиях — как угодно); женские рифмы должны сменяться мужскими, так что, если Соннет или сонет начинается женской рифмой, он закончится мужской, и наоборот; обязателен пятистопный ямб, так что Соннет или сонет должен заключать 154 слога; воспрещено повторять слово, уже употребленное в стихотворении; каждая строфа должна составлять законченное по смыслу целое; лишь соблюдение этих требований дает, по указанию Буало ("Art po é tique"), сонету ту высшую красоту, благодаря которой, как гласит его классический стих: "Un sonnet sans d éfaut vaut seul un long poè me". Но эти суровые требования исполняются далеко не всегда — рифмы нередко чередуются произвольно, пятистопный ямб заменяется не только александрийским стихом, но всеми иными размерами; иногда, вопреки правилу, Соннет или сонет состоит из стихов различной длины; длинные периоды не умещаются в строфах, и вообще последовательность предложений не совпадает с делением на строфы. Иногда сонет переходит за указанные размеры, таков в старой итальянской поэзии sonetto colla coda — Соннет или сонет с хвостом; у французов были sonnets estrambots, с тремя терцетами (трехстишиями). По степени удаления от строгой формы, французские теоретики различают за Соннет или сонет правильным еще неправильный и свободный (libertin). Т. Готье возмущался распространением последней формы: "Зачем тот, кто не хочет подчиняться правилам, избирает строгую форму, не допускающую отступлений? Нарушение правил, извращение симметрии — что может быть более нелогично и досадно? Всякое отступление от нормы действует на ухо, как фальшивая нота, как диссонанс в музыке. Соннет или сонет — это поэтическая фуга, где тема уходит и возвращается до конца в предустановленных формах". Последнее замечание приводит к иному, менее формальному взгляду на Соннет или сонет: за предписанными теорией и не всегда соблюдаемыми внешними формами Соннет или сонет стоят требования его внутренней логики, требования, которые в хорошем Соннет или сонет выполняются сами собой, так как вытекают из сущности этой высоко художественной формы. Как ни смотреть на деление Соннет или сонет — видеть ли в нем две части (8 + 6), три (4 + 4 + 6) или четыре, очевидно, во всяком случае, что эти подразделения имеют особенную интимную связь с развитием содержания стихотворения; разделяющие его на две части, видят в нем как бы вопрос и ответ, образ и его истолкование, тезис и антитезис (Viehoff); восьмистишие есть как бы подъем, завязка; в нем брошен ряд разрозненных образов и чувствований; читатель как бы взлетает куда-то вверх вместе с поэтом — и чувство его напряженно ждет разрешения; последняя рифма восьмого стиха, вновь возвращающая его к первому, придает особую законченность этой первой половине; новые приемы шестистишия — как пентаметр в эпиграмматическом двустишии — дают ответ, успокоение, разрешение; особенно значителен последний стих Соннет или сонет — и это вызывает даже целые рассуждения о том, "замыкает" ли он содержание Соннет или сонет или, наоборот, открывает (Брюнетьер, "Evolution de la po ésie lyrique", II, 204), отливается ли в этом стихе весь внутренний смысл Соннет или сонет или нет (Гюйо, "L'art au point de vue sociologique"). Надсон находил даже, что "сонеты следует начинать (писать) с последней строчки" (Бутурлин, "Стихотворения"). Во всяком случае, несомненно, что изысканная строгость сонетной формы привлекает поэтов не одной заманчивой технической трудностью преодолеть неподатливость формы: сонет бывал в истории литературы пустой игрушкой моды, забавой умелых версификаторов, но не случайно в нем же находили лучшую форуму для выражения своих задушевных дум и настроений глубокие мыслители и художники, вообще довольно далекие от лирических излияний: Микеланджело, Шекспир, Вильгельм Гумбольдт. Поэзия мысли охотно обращается к Соннет или сонет, который прельщает ее не внешней музыкальностью — есть формы более благозвучные, но своей сжатостью, законченностью, возможностью отлить новое индивидуальное содержание в определенную, заранее предустановленную форму. Характерно для этого рефлективного характера сонетной формы значительное число Соннет или сонет, посвященных истории и теории этой поэтической формы: таковы Соннет или сонет Пушкина ("Суровый Дант не презирал Соннет или сонет"), Сент-Бева ("Ne ris point du sonnet, ô critique moqueur"), Фосса ("An Goethe" — против Соннет или сонет), Платена, Шлегеля, Вордсворта. Эта созерцательность формы делает ее также весьма применимой для описаний природы и для онтологических nature mort; Соннет или сонет придает этим описаниям особенную пластичность, рельефность — быть может, на счет жизненности. Но не только философская и парнасская поэзия — и лирика могучей страсти — любви (Петрарка, Камоэнс, Гете) и патриотического боевого воодушевления (Рюккерт, Гейбель) также часто и естественно отливается в форму Соннет или сонет Не довольствуясь побежденными трудностями, виртуозы Соннет или сонет придумали — без особой нужды — более сложные формы; таковы двойной Соннет или сонет — из четырех четверостиший и четырех трехстиший, причем все 24 стиха написаны на две рифмы, и сонетный венок, где последний стих одного Соннет или сонет начинает первый стих следующего; из последних стихов четырнадцати таких Соннет или сонет образуется последний, пятнадцатый Соннет или сонет, как бы замыкающий круг; такой венок словенского поэта Прешерна переведен на рус. яз. в "Русск. Мысли" (1889, 7). Итальянский поэт Бернардино Бальди изобрел так называемые Sonnetti intrecciati, о которых см. в соотв. статье. Форма Соннет или сонет восходит ко временам труверов, которые, быть может, заимствовали ее у арабов. Мы находим ее в Сицилии в XIII веке, и, хотя Соннет или сонет писал еще Данте, изобретателем их считается Петрарка ("Rime"), в сущности, только доставивший известность этой форме, которая сделалась настолько популярна в Италии, что уже в XVIII веке поэт Degli Azzi переложил в Соннет или сонет всю книгу Бытия. Из Италии Соннет или сонет в XVI веке перешел во Францию, где поэты "плеяды", Ронсар, дю Беллэ, Понтюс де Тиар делают его излюбленной формой; вычурное направление французской поэзии XVII века усиливает его значение, но теперь он чужд истинного лиризма — это рассудочная игра формы и остроумия, даже в тех случаях, когда Соннет или сонет написан на любовные темы. Но тем сильнее его распространенность; при Людовике XIII и XIV мода делает удачный Соннет или сонет литературным событием, и этим объясняется преувеличенное преклонение Буало пред Соннет или сонет; из-за двух Соннет или сонет ("Uranie" Вуатюра и "Job" Бенсерада) возгорелась знаменитая полемика "Уранистов и Job'истов" (Jobelins); еще более известна так называемая "Affaire des Sonnets", где враги и друзья Расина обменивались из-за его "Федры" ядовитыми Соннет или сонет на одни и те же рифмы (cp. Dettour, "Les ennemis de Racine", 1859). Мольер уже протестует против этого обесцвеченного модой жанра, выведя в "Femmes savantes" бездарного Триссотэна с его жалким Соннет или сонет и противоположив в "Мизантропе" ничтожному Соннет или сонет естественную и глубокую простоту старинной народной песенки. Лучшим Соннет или сонет этого времени считается стихотворение неизвестного автора (Де-Барро или аббата Лаво) — "Grand Dieu, tes jugements sont remplis d' équité ". Тогда же Соннет или сонет писали Гомбо, Менар, Маллевиль, Ла Моннуа и др. XVIII век есть эпоха упадка Соннет или сонет, который возрождается лишь с упадком ложноклассической традиции. Воскрешенный поэтами романтизма, Соннет или сонет вновь стал популярной поэтической формой; один из этих поэтов, Арвер, остался в памяти благодаря одному лишь Соннет или сонет — так и известному под названием Sonnet d'Arvers. Появились целые сборники Соннет или сонет — напр. Сулари "Sonnets humoristiques". "Sonnets et eaux-fortes" изд. Лемерром (1869) и др. Замечательного мастера сонетной формы имеет современная французская литература в лице X. М. Эредиа (см.), избранного в члены Acad émie franç aise за один томик Соннет или сонет ("Les troph é es", 1892). Превосходные образцы Соннет или сонет даны и другими французскими лириками. В немецкую литературу сонетная форма введена Векерлином (см.) и Опицом (см.). Лучшие немецкие Соннет или сонет принадлежат Гете, Гейне, Платену, Лейтгольду, Гервегу, Альберту Мезеру; в XIX веке немецкому Соннет или сонет не раз пришлось быть орудием борьбы; в этом настроении написаны "Geharnischte Sonette" Рюккерта, "Zw ölf Sonetten fü r Schleswig-Holstein" (1846) Э. Гейбеля, "Gepanzerte Sonette" Страхвица. В романских литературах должно еще отметить Соннет или сонет Камоэнса, в английской — поэтов озерной школы, особенно Вордсворта: "Ecclesiastical Sonnets" (1820). В русской литературе превосходные образцы Соннет или сонет даны Пушкиным; из поэтов его школы Соннет или сонет особенно удавались Подолинскому, а затем их писали очень многие из наших лириков. Кажется, однако, форма Соннет или сонет не вполне свойственна нашей версификации и поэзии; внешняя форма воспроизводится довольно точно, но дух отлетает. Однако, в лице даровитого и рано умершего гр. П. Д. Бутурлина (1859—1895) русская литература имела поэта, почти всецело, с большим успехом и каким-то фанатичным увлечением посвятившего себя Соннет или сонет Его превосходные Соннет или сонет ("Двадцать Соннет или сонет", Киев, 1891, и "Соннет или сонет", посмертное издание, Киев, 1895), собранные в посмертном сборнике "Стихотворений" (Киев, 1898) приближаются — сколько это возможно в русском языке — к точности и глубине чекана Эредиа. В "Отрывках из дневника", предпосланных стихотворениям гр. Бутурлина и в значительной части посвященных теории Соннет или сонет, рассеянно немало любопытных и верных замечаний об этой форме. Удачные переводы Соннет или сонет Эредиа даны Вл. Жуковским и Шестаковым.

Ср. Asselineau, "Histoire du sonnet" (1855); Gaudin, "Histoire du sonnet, du rondeau etc." (1870); Louis de Veyrières, "Monographie du sonnet, sonnettistes anciens et modernes" (1869); H. Welti, "Geschichte des Sonetts in der deutschen Dichtung" (1884).

Ар. Горнфельд.

Смотрии так же...