Соддома

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соддома (Soddoma), собственно Джованнантонио Бацци (Bazzi, 1477—1549) — итальянский живописец, ученик неизвестного художника, развился под влиянием Лионардо да Винчи и с 1501 г. поселился в Сиене, где сделался основателем новой школы живописи. В Сиене были написаны им: картина "Положение во гроб" для церкви св. Франциска (нах. в Сиенск. гал.), фрески в церкви Соддома-Анна-ин-Крета и в монастыре Монте-Оливьето (сцены из жизни св. Бенедикта). В 1507 г. Соддома был приглашен папой Юлием II в Рим, где, в Ватикане, должен был, вместе с Перуджино и Пинтуриккьо, произвести стенную живопись. Но заказанная ему работа была вскоре передана Рафаэлю. Вторично явившись в Рим в 1511 или 1512 г., он провел здесь около четырех лет. Богач и любитель искусства Агостино Киджи поручил ему расписать одну из комнат в своем загородном дворце, в настоящее время известном под названием Фарнезинской виллы. В ней Соддома написал две фрески, изображающие "Женитьбу Александра Великого на Роксане" и "Семейство Дария перед Александром". Во Флоренции Соддома встретился с Андреа дель Сарто, который оказал на него некоторое влияние (как, напр., в "Мадонне с ягненком", нах. в миланск. галерее Брера). Самый блестящий и плодовитый период деятельности Соддома — время после 1525 г.; им было исполнено тогда огромное количество фресок и станковых картин, доныне находящихся по большей части в Сиене. Из числа первых особенно замечательны сцены из жития Пресв. Девы (в оратории церкви Соддома-Бернардино), "Св. Севастьян" и "Иероним" (в црк. Соддома-Спирито), несколько сцен из жития св. Екатерины (в оратории церкви ее имени), "Св. Виктор и Анания" (в Пал. Пубблико) и др. Лучшие станковые картины Соддома — "Поклонение волхвов" (в црк. Соддома-Агостино), "Снятие со Креста" (в црк. Соддома-Франческо) и "Св. Севастиан" (в музее Уффицци, во Флоренции). Соддома обладал сильно развитым чувством красоты; поэтому лучше всего удавались ему изображения детских, юношеских и женских фигур, которым он придавал характер некоторой изнеженности и чувственности. Не отличаясь особенным даром композиции, он, в своих фресках и картинах сложного содержания, представляется значительно более слабым, чем в одиночных фигурах, вообще правильных по рисунку и проникнутых глубоким чувством. У него не было большого числа непосредственных учеников, но многие художники, одновременно с ним работавшие в Сиене, подверглись его влиянию. Из них достигли известности: Джироламо дель Паккиа (1477—1535), архитектор Бальдассаре Перуцци (1481—1538), работавший также и кистью, Беккафуми и Паккьяротти (1474—1540).

Ср. A. Jansen, "Leben und Werke des Malers Giovannantonio Bazzi von Vercelli, genannt il Soddoma" (Штуттгарт 1870).

а. А. Соддома

Смотрии так же...