Сита

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Сита (санскр. S îtâ = борозда) — в индийской мифологии сначала олицетворение борозды и земледелия (в ведийскую эпоху, напр. в Ригведе), позже превращающееся в царевну Сита, супругу любимого героя индусов Рамы. Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (кн. IV, г. 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грхья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (однажды в Ригведе) эпитетом Индры — urvar â pati (господин поля). В Тайтирия — брахмана Сита получает эпитет Савитри (см.). По-видимому, в этом ведийском образе мы имеем стертый и бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны, и только гораздо позднее, уже в эпоху индийского средневековья, Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы, героя Рамаяны (см.). Связь с ведийской Сита проглядывает еще и в Рамаяне. По словам отца Сита, Джанаки, Сита возникла из борозды его плуга в то время, как он опахивал место для жертвоприношения. Благодаря этому сверхъестественному способу рождения Сита называется Айониджа (Ayonij â = рожденная не из утробы). Другие имена Сита — Бхумиджа (Bhumi = земля), Дхаранисура (Dharani = земля, собств. "носительница"), Партхиви (Prthiv î = земля, собств. "широкая") — все указывают на ее происхождение, означая "дочь земли". О приключениях Сита, похищенной демоном Раваной и возвращенной Рамою лишь после длинного ряда подвигов и всевозможных перипетий, см. Рама и Рамаяна.

Сита Б—ч.

Смотрии так же...