Символические иконы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Символические иконы

православной русской церкви. — Изображения предметов мира невидимого, духовного в форме предметов мира видимого встречаются еще в первые века христианства и остаются неизменными и в настоящее время. Так, напр., Пресвятая Троица изображается в виде трех странников, явившихся Аврааму, Бог Отец — в виде старца или всевидящего ока, Дух Св. — в виде голубя, ангелы — под образом крылатых юношей; четыре евангелиста изображаются с херувимами в образе четырех крылатых Символические иконы животных — льва, тельца, орла и человека, согласно с видениями пророка Иезекииля и св. Иоанна Богослова. В половине XVI в. явились попытки представить в лицах и символах смысл догматов, молитв и песней церковных, напр., Совет превечный, т. е. о сотворении человека; Почи Бог от дел Своих (Господь Саваоф изображается почивающим на ложе); Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся. Когда в Москве впервые украшали подобными Символические иконы изображениями Благовещенскую придворную церковь, пострадавшую от пожара в 1547 г., новгородские иконописцы, вызванные священником Сильвестром, то в народе поднялось волнение и недовольство новыми иконами. Во главе недовольных был дьяк Иван Висковатый. Порицания Висковатого были основаны на том, что внешние символические знаки не могут выразить догматических отвлеченных понятий, a сложные сочетания фигур были непонятны для мысли, и потому требовалась подробная надпись того, что именно изображено. Кроме того, Висковатый соблазнился тем, что в символических изображениях песнопений (напр., "Приидите людие") нужно было писать не только святых, но и простых людей. Порицание новых изображений признано было неосновательным на соборе 1553 г., и сам Висковатый принес раскаяние. Осуждением Висковатого собор узаконил новое направление в русской иконописи, внесшее в нее художественность, творчество и оживление. К числу Символические иконы икон русской церкви относятся иконы Софии, Премудрости Божией, писанные согласно изречению: "премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь" (Притч. IX, 1). Под именем дома предки наши разумели церковь Христову, утвержденную на семи столпах, т. е. семи соборах вселенских, семи таинствах и семи дарах Св. Духа; а так как тайне воплощения Премудрости ипостасной послужила Богоматерь и Она Сама и есть дом Премудрости по вселению в ее утробе Сына Божия, то на иконах Софии Богоматерь занимает первое место. Иконы Софии в соборах киевском, новгородском и др. изображают соединение церкви небесной и земной чрез воплощение Премудрости ипостасной. Три звезды на челе и персях Богоматери означают Ее девство до рождества Спасителя, в рождестве и после рождества. Изображение Иоанна Предтечи с крыльями указывает на пророчество о нем Малахии: "се Аз посылаю Ангела моего пред лицем Моим" (III, 1). Ключи в руках апост. Петра означают данную ему власть (Матф. XVI, 19), меч у апостола Павла означает глагол Божий. С конца XV века, когда по случаю наступившего окончания семи тысяч лет (в 1492 г.) от сотворения Мира распространилось повсюду ожидание кончины мира, русские иконописцы стали изображать Господа Саваофа с осьмиугольным венцом в ознаменование "седми веков Творца и будущего века Отца". См. прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), "Иконы и другие священные изображения в русской церкви" ("Душеполезное чтение", 1884, январь); свящ. В. Символические иконы Марков, "О древнем иконописании в России" ("Православное обозрение", 1885, август); еписк. Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Смотрии так же...