Символика

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЖ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИЧ
СИШ
СИЯ

Символика (мифол., иск. и этногр.) — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского яз., символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, напр. символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, напр., Символика солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символическим путем торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. О культурной истории главных символов древнего мира трактует Goblet d'Alviella в обширном, но не по всем пунктам доказательном сочинении "La migration des symboles" (1891). Здесь говорится о символах общих, популярных у разных народов — о кресте (в Китае, древней Америке, у персов, халдеев, индусов, греков — в значении символа земли, символа ветров, символа света, истины и пр.), о двуглавом орле, об орле, разрывающем змея (символ победы солнца над тучами, вообще победы, силы), о трезубце, о руке с неба (в христианской иконографии, галльских амулетах, ассирийских камнях), о лотосе как символе божества и вселенной у индусов и египтян. С наибольшей подробностью Г. д'А. говорит о свастике (кресте с загнутыми концами) и о различных символических образах древа вселенной, древа жизни. Он останавливается на пороге христианской Символика и совсем не затрагивает обширного литературного материала древности. Средневековая христианская Символика нашла разнообразные выражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. С наибольшей простотой христианская Символика выражена в катакомбах (см. сочинения де Росси, Фрикена и др.). О византийской и русской старинной церковной Символика много ценного в исследованиях Буслаева ("Ист. очерки", "Лицевой Апокалипсис" и др.), Покровского ("Евангелие в иконографии", "Страшный суд" и др.), Кондакова ("Ист. визант. иск."), Стасова (по орнаментике рукописей и др.). В истории развития у нас научных исследований по церковной Символика важное значение имела статья Буслаева "Византийская и древнерусская Символика по рукописям от XV до конца XVI в.". Здесь Буслаев выяснил важное значение древних иллюстрированных рукописей, в частности псалтыри (во 2 т. "Ист. очерков", 198 — 216). Из новейших трудов большой материал по народной Символика дает альбом и описание писанок Лубенского музея, составленный г. Кулжинским (1899). Символика — явление очень сложное и широкое. Можно наметить три обширных отдела: Символика предметная (солнце — око, борода, диск, древо жизни и т. д.), Символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и Символика словесная. Обрядовая Символика чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках, на масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядового предопределения урожая, богатства, счастья (подроб. см. соч. Сумцова о родинных и свадеб. обрядах). Еще более велика народная словесная Символика; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно в песни. О русской словесной Символика есть два старых сочинения, составляющих ныне библиографическую редкость: диссертация Н. И. Костомарова "Об историч. значении русской нард. поэзии" (Харьк., 1843) и диссертация А. А. Потебни "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (Харьк., 1860). У Костомарова после кратких общих замечаний о Символика дан свод малорусских народо-поэтических символов из царств растительного и животного, напр., фиалка — символ девственности, барвинок — брака, любисток — любви, василек — чистоты и святости, хмель — волокитства, лоза — бедности, голубь — любви, пава — нарядности, селезень — жениха, сова — зловестия. Потебня останавливается на Символика в языке, причем отмечает три главных признака Символика — сравнение, противоположение и отношение причинное. Он рассматривает вкратце символическое значение многих песенных мотивов — пить (= любить), соль (= печаль), кованье (= любовь), дым и пыль (= печаль), разлив (= горе), орать (= любить), горы (= горе) и др. Гораздо более ценно в научном отношении одно из позднейших исследований Потебни — "Объяснение малорусских и сродных песен" (1887). Здесь Потебня снова обращается к песенной Символика, но с приложением строго научного метода исследования. В первом томе этого соч. Потебня говорит о превращении в песнях символа лица в обстановку, во 2-м — о народных приемах сочетания символов и о многих песенных символах в отдельности.

Н. С — в.

Смотрии так же...