Сизиф (Σίσιφος, Sisyphys) — сын Эола; царствовал в построенном им городе Эфире (= Коринф) и был основателем истмийских игр. Как указывает самое его имя (σίσυφος одного корня с σοφός, дорич. συφός), Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Как идеал хитрости Сизиф представлен в следующем мифе. Зевс, рассердившись на Сизиф за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида (или Ареса) смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела Сизиф, который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на хитрость Сизиф, который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса. В числе мучеников подземного царства древность называет Сизиф, который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, как невидимая сила снова устремляла его вниз и снова начиналась та же бесцельная работа (Одисс. XI, 593 — 600). Преступление, за которое Сизиф был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов; по другим — в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромною каменною глыбою или сбрасывая их в море и т. д. В лице Сизиф в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизиф есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу Сизиф показывали на Коринфском перешейке; храм его (героон) находился в Коринфе.
Н. О.