Сиддханта (санскр. Siddh â ntas = последняя цель, заключительное положение) — название индийских астрономических трактатов. Древнейшие из них следующие пять: Брахма-Сиддханта, или Пайтамага-Сиддханта, Саура, или Сурья-Сиддханта, Паулиша-Сиддханта, Ромака-Сиддханта (от лат. Roma — Рим) и Васиштха-Сиддханта Дошла до нас только Сурья-Сиддханта, имевшая главное значение для дальнейшего развития индийской астрономии. Брахма-Сиддханта представляла совершенно устарелую систему, так же как и Васиштха-Сиддханта Ромака-Сиддханта носила следы особо сильного западного (греческого) влияния, а Паулиша-Сиддханта являлась не оригинальным произведением, но переработкой в духе Сурья-Сиддханта Время, когда возникли пять основных Сиддханта, не поддается точному определению. Астроном Варагамигира, живший в VI в. нашей эры, уже упоминает их, хотя в его время они имели, вероятно, несколько иной состав: по крайней мере цитаты, приводимые им из Сурья-Сиддханта, не всегда согласуются с дошедшей до нас редакцией этого трактата. Все Сиддханта носят следы греческого влияния (астрономические термины греческого происхождения, совпадение теорий). К какому времени относится переход греческой астрономич. науки в Индию — также нельзя определить, но нет ничего невероятного в предположении, что он произошел еще до Птолемея, чем и объясняются многочисленные различия между системами Сиддханта и названного ученого. Из позднейших астрономических трактатов имя Сиддханта носит Сиддханта-Широмани знаменитого индийского математика Бхаскары (XI в.), пользующаяся до сих пор в Индии большим уважением (вместе с Сурья-Сиддханта). Она была издана Вилькинсоном (Кальк., 1842) и Бапу Дева Шастрином (Бенарес, 1866). Составление ее относится к 1072 г. от Рождества Христова См. Thibaut, "Astronomie, Astrologie und Mathematik" в "Grundrlss der Indo-arischen Philologie", Бюлера (т. III, вып. 9, Страсбург, 1899; здесь указана и прочая литература).
Сиддханта Б — ч.