Сергий, раскольник

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сергий, раскольник (в миру Симон Петрович Юршев) — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем Сергий Схваченный вместе с другими, Сергий был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри). В 1779 г. Сергий участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина). На Сергий возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица св. церкве строителя о. Сергия с сомнящимися о св. церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял Сергий Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 г. астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, Сергий составил 15 вопросов в подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; Сергий разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 г.). Возвратившись (1793) к власти, Сергий с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в СПб. и подал там прошение о принятии его с братиею в ведомство Казанской епархии с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В высоч. рескрипте 19 июня 1796 г. на имя казанского архиеп. Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать Сергий в м-рь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с Сергий, из м-ря выгнали. Сергий обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году Сергий уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского Новороссийской епархии согласнического м-ря. Здесь Сергий составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (СПб., 1799; М., 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих м-рях до обращения их к единоверию" ("Правосл. собеседник", 1857, стр. 388 — 466); Н. Соколов, "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).

Смотрии так же...