Сенанкур

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Сенанкур (Этьен Pivert de S énancour) — известный французский писатель (1770 — 1846). Предназначенный отцом против своей воли к духовной карьере, он — с тайной помощью матери — бежал в Швейцарию, где оставался довольно долго, тем более, что революция сделала его эмигрантом. Испытанное им влияние Руссо внушало ему особую любовь к швейцарской природе, соответствовавшей его меланхолическому настроению. Во время Директории он возвратился на родину, чтобы пером добывать средства к жизни, и с тех пор жил в Париже в полном одиночестве, работая в либеральных органах и составляя исторические учебники. При Людовике-Филиппе благодаря Тьеру и Вильмену ему была назначена пенсия. Первое произведение Сенанкур — "Rêveries su r la nature primitive de l'homme" (1790), по самому названию характерное для усердного ученика Руссо, представляет собою развитие излюбленной мысли женевского философа: идеал развития — в прошлом, в докультурном периоде, не столько даже в простоте первобытного строя, сколько в простоте первобытной души ("я хотел вернуть человека к его естественным привычкам, к простому и бесхитростному состоянию истинного счастия, состоянию, которое отнимет у него даже мысль о несчастиях"). Те же настроения нашли еще более яркое и определенное выражение в известном романе Сенанкур, обеспечивающем ему непреходящее место в истории духовных движений XIX века. "Obermann" (1804) — рассказ о странном, но характерном для своего времени человеке, "который не знает, что он такое, что он любит и чего хочет; который томится без причины и стремится, не зная цели, скитаясь в бездне пространства и в бесконечной сутолоке страданий". Это — глубоко искренняя исповедь пессимиста-человеколюбца, безысходный и естественный удел которого — пассивные и грустные мечтания. При всем своем презрении к заурядному, обыденному делу он по слабости воли совершенно неспособен и к подвигу. Естественный выход из этого безотрадного мировоззрения — самоубийство, оправданием которого и заканчивается дневник Оберманна; но сам он не лишает себя жизни, а по примеру своего творца — с которого и списан — делается литератором. Наряду с Вертером и Рене Оберманн — один из типичнейших образов литературы и настроения "мировой скорби". Сначала роман обратил на себя внимание лишь небольшого кружка, но впоследствии о нем вспомнили: имя Сенанкура долго повторялось во Франции совместно с именами Оссиана и Вертера. "Оберманн" стал любимой книгой Сент-Бева, который совместно с Жорж-Занд много способствовал пробуждению к нему интереса в обществе. Через год после "Оберманна" появилось парадоксальное рассуждение Сенанкур: "De l'amour selon les lois primordiales et selon les convenances des soci été s modernes" (1805), вызвавшее оживленную полемику. После падения империи Сенанкур издал несколько политических брошюр: "Simples observations soumises au congr ès de Vienne" (1814), "Lettre d'un habitant des Vosges sur M. Buonaparte, Chateaubriand, Gré goire" (1814); затем вышли "Observations sur le G énie du Christianisme" (1816), "Vocabulaire de simple vérité" (1821), "Résumé des traditions morales et religieuses chez tous les peuples" (1825; автор, назвавший Спасителя "юным мудрецом", был привлечен за это к суду по обвинению в оскорблении католической веры, обвинен судом исправительной полиции, но оправдан присяжными) и неудачный роман "Isabella" (1833). Литературное значение Сенанкур теперь считается настолько незначительным, что большинство новейших французских обзоров истории литературы (Лансон, Пелисье) обходят его имя молчанием; но ему отводится видное место в истории идей и общественных настроений начала XIX в. (напр. у Брандеса, "Litteratur des XIX J.", русск. перев. СПб., 1895, стр. 46 сл.; у Котляревского, "Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века", СПб., 1898). Ср. также Sainte-Beuve, предисл. к изд. "Оберманна" (1833), и "Portraits contemporains" (т. I); George Sand, предисл. к позднейшим изданиям "Оберманна" (1847, 1863).

А. Г.

Смотрии так же...