Севериан (епископ гавальский)

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЖ
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕО
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Севериан(епископ гавальский) — (в Сирии), один из замечательных проповедников IV в. (умер, по мнению Филарета Черниговского, в 415, по Тильемону — в 430 г.). Прибыв из своей епархии в столицу, Севериан приобрел большое явление, особенно на императрицу Евдоксию. Сам Иоанн Златоуст, в то время архиеп. константинопольский, настолько уважал его, что во время своих отлучек передавал ему управление епархией. Севериан, однако, стал интриговать против Иоанна. Узнав о том, Иоанн лишил Севериан права проповеди в Константинополе и настаивал на совершенном удалении его. На время между ними состоялось соглашение, и оба противника сказали по речи о благе мира, но затем интрига возобновилась и окончилась удалением Иоанна из Константинополя. Неблагоприятный образ действий Севериан по отношению к Иоанну заставил забыть проповедническую деятельность Севериан, о которой, однако, с большой похвалой упоминают древние историки — Сократ, Созомен, Палладий, Исидор Севильский. Проповеди Севериан часто смешивались с проповедями Василия Beл., Иоанна Златоуста и Хризолога. И доселе еще не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в ХVI — ХVII вв. в числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени Севериан Всего известно всех проповедей Севериан, в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107 — 109 заглавий. Из них напечатана лишь часть. В шести беседах о книге Бытия Севериан старается каждое творение пояснить с точки зрения современного ему естествознания; это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии. Современные ученые считают Севериан человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических "словах" Севериан (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий; в этом сходство Севериан с Григорием Богословом. Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал Севериан, остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных; но судя по тем сочинениям Севериан, которые уже изучены, его можно признать апологетом никейского символа. Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Св. Писания указывает на близкое отношение Севериан к школе александрийской. По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом; не только "слова", но и "беседы" имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении Севериан очень близко сходится с Астерием Амасийским, Евсением Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV в., которые установили тематизм и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму. При силе, яркости и остроумии мысли, у Севериан не всегда изящна и правильна стилистически фраза: недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено; можно предполагать и то, и другое. На русский яз. переведено (Эминым, в 1878 г.) слово Севериан на текст из Евангелия от Луки (см.).

Н. Б—в.

Смотрии так же...