Савонарола Джироламо

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Савонарола Джироламо или Иероним (Savonarola) — знаменитый итальянский проповедник и общественный реформатор, родился в 1452 г., происходил из старинной падуанской фамилии. Дед его, Михаил Савонарола Джироламо, был известный врач. Отец Савонарола Джироламо готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим направлением. Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонарола Джироламо (см. Гуманизм, Италии). Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом) привели Савонарола Джироламо к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре он вел суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в монастыре сказались поэтические наклонности Савонарола Джироламо: он написал стихотворение "О падении церкви", где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учености, христианской любви, а главной причиной этому — порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонарола Джироламо обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, между прочим в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко. Здесь Савонарола Джироламо, уже славившийся как ученый, был назначен почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола Джироламо неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джеминиано, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В 1486 г. Савонарола Джироламо явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим наказание Италии за ее грехи. В это же время Савонарола Джироламо познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонарола Джироламо из Генуи во Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г. Савонарола Джироламо произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передает лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. В своих вдохновенных проповедях Савонарола Джироламо часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в свое оправдание, что "слова эти недавно сошли с небес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонарола Джироламо любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна речь Савонарола против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонарола Джироламо, несправедливо нажитое добро. "Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества; из его сочинений "Об истине пророчества" и "Об откровениях" видно, что он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат. "Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче сделались угрозы С ., когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции сделался его сын, Петр Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа. Петр Медичи запретил Савонароле говорить проповеди в течение поста; Савонарола Джироламо принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонарола Джироламо за то, что он назвал ее в церкви диаволом. Вернувшись во Флоренцию, Савонарола Джироламо занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола Джироламо учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался привлечь Савонарола Джироламо на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола Джироламо не прекращал своих обвинений против Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола Джироламо В это тревожное время Савонарола Джироламо сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения. По своим политическим взглядам Савонарола Джироламо был республиканец, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу. Савонарола Джироламо указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они "присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных. Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонарола Джироламо и совершалась по его программе. По предложению Савонарола Джироламо были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 г., по предложению Савонарола Джироламо, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%. Заемщиков Савонарола Джироламо освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32½%. Наконец Савонарола Джироламо провозгласил сеньером и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа. Политическим преобразованием Савонарола Джироламо закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию. Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей удалились в м-рь Савонарола Джироламо Марко. Савонарола Джироламо назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью средневекового фанатика обрушивался Савонарола Джироламо на святотатцев, которым велел вырезывать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем увлечении Савонарола Джироламо прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него. На стороне Савонарола Джироламо были люди из простонародья, партия "белых", которых называли "плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся" (arrabiat i), приверженцы аристократического республиканского правления, и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях Савонарола Джироламо никого не щадил и потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались к той проповеди, где Савонарола Джироламо говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами. По приказанию папы Савонарола Джироламо должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонарола Джироламо Против Савонарола Джироламо не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонарола Джироламо проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана). Между тем Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотел восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения стал Савонарола Джироламо, отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием Савонарола Джироламо союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против Савонарола Джироламо помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Mapиaнo Дженнацаио, потерявший из-за Савонарола Джироламо репутацию лучшего проповедника. Враги Савонарола Джироламо восстановили против него папу, который пригласил Савонарола Джироламо в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонарола Джироламо, не нашли в них основания для обвинения Савонарола Джироламо в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала. После удаления французской армии для республики настали тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана, который осадил Ливорно. Сеньерия умоляла Савонарола Джироламо успокоить народ. Савонарола Джироламо устроил процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом; доверие флорентийцов к предсказаниям Савонарола Джироламо усилилось. Во главе сеньерии стоял преданный Савонарола Джироламо Франческо Валори; народная партия торжествовала. Пользуясь этим, Савонарола Джироламо задумал нанести решительный удар "беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на городской площади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонарола Джироламо непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонарола Джироламо в праздник Вознесения, но друзья спасли Савонарола Джироламо Потом "беснующиеся" произвели переполох в церкви во время проповеди Савонарола Джироламо, не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонарола Джироламо "подозрительным", отлучил его от церкви. Савонарола Джироламо протестовал; 19 июня появилось его "Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении", где он отказывался повиноваться отлучению, "противному христианской любви и заповедям Господним", и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору. В это время Савонарола Джироламо выпустил в свет свое знаменитое соч. "Триумф Креста", в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви. В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и "сожжение анафемы". Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонарола Джироламо в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонарола Джироламо или слушать его. Однако, сеньерия долго не решалась тронуть Савонарола Джироламо; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвания Вселенского собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось соч. Савонарола Джироламо "О правлении и законодательстве города Флоренции". После второго папского бреве сеньерия запретила Савонарола Джироламо проповедовать; 18-го марта он простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было послано сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения Савонарола Джироламо, был назначен суд Божий — испытание огнем. Это была ловушка, устроенная "беснующимися" и францисканцами. Савонарола Джироламо и монах-францисканец должны были пройти 7 апр. среди костров, но огненная проба не состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости. На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола Джироламо вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы Савонарола Джироламо и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что все его пророчества — ложь и обман. За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола Джироламо написал в тюрьме несколько сочинений: "Размышление о псалме 51", где он нападал на папу и духовенство, "На Тебя, Господи, уповаю" и "Руководство к христианской жизни". Последнее сочинение написано Савонарола Джироламо за несколько часов до смерти на переплете одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено. Учение Савонарола Джироламо оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его составлена служба. В 1875 г. Савонарола Джироламо поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав известного вормсского памятника. В оценке значения деятельности Савонарола Джироламо мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы. См. A. G. Rudelbach, "Hieronymus Savonarola und seine Zeit" (Гамб., 1835); F. K. Meier, "Girolamo S." (Берл., 1836); K. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. T. Perren, "J érôme S., sa vie, ses prédications, ses é crits" (Пар., 1853); E. B. Madden, "The life and martyrdom of Girolamo S." (Л., 1854); Pasquale Villari, "La Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di nuovi documenti" (Флоренция, 1859); Савонарола Джироламо Sickinger, "S., sein Leben und seine Zeit" (Вюрцбург, 1877); K. Clarck, "S., his life and times" (Л., 1878); Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс., 1857); A. Cappeli, "Fra Girol. S." (Модена, 1869); M. H. Петров, "Савонарола" (в "Очерках"); Осокин, "Савонарола и Флоренция" (Казань, 1865); А. К. Шеллер, "Савонарола" (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893).

П. Конский.

Смотрии так же...