Робусти

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Робусти (Якопо Robusti, 1519—1594; прозванный по профессии своего отца, который был красильщик (tintore), Тинторетто) — один из первостепенных живописцев венецианской школы. Очень рано обнаружив свою необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нем опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Робусти не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: "il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano". Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной легкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Робусти не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и П. Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

Наиболее замечательны картины Робусти, относящиеся к первой поре его деятельности — "Грехопадение Адама и Евы" и "Убийство Авеля", исполненные совершенно в духе Тициана (находятся в венецианской академии художеств), затем, "Поклонение золотому тельцу" и "Страшный Суд", две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа-дель-Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность. В полном блеске талант Тинторетто выказывают "Чудо св. Марка" (в венецианской академии), "Брак в Кане Галилейской" (в ризнице церкви C.-Mapиa-делла-Салуте), "Философ Диоген" (в Новой Библиотеке, в Венеции), "Открытие мощей св. Марка в Александрии" и "Перенесение их на корабль" (в Ст. Библиотеке, там же) и многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например "Венера, Вулкан и Амур" (в галерее Питти, во Флоренции), "Рождество Христово" и "Омовение ног" (в Эскориальском дворце, в Мадриде), "Несение креста" (в венской галерее), "Девять муз" (в Гемптонкортском музее в Лондоне), "Юдифь" (в мадридском музее дель-Прадо) и "Рождество Иоанна Крестителя" (в Императорском Эрмитаже, в СПб.).

Еще с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Робусти его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. Роха ("Распятие", "Избиение младенцев", "Мария Магдалина в пустыне", "Медный змий" и др.) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное "Воскресение праведников", "Венеция, богиня морей", "Завоевание Цары" и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Робусти охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Н. да-Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали ее к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать ее безвременную кончину. Брат этой художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

А. С—в.

Смотрии так же...