Робеспьер, Максимилиан Мари Исидор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Робеспьер, Максимилиан Мари Исидор (Robespierre) — известный французский революционер; род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля 1794 г. (10 термидора II-го года). Фамилия Робеспьер, кажется, ирландского происхождения; его отец и дед часто подписывались Derobespierre. Отец Робеспьер — адвокат, мать — дочь пивовара. Оставшись сиротой, Робеспьер поступил в коллегию города Арраса, где отличался трудолюбием и примерным поведением. Среди его товарищей был Камилль Демулен. Состоя адвокатом в Аррасе, Робеспьер много работал в области юриспруденции и литературы. Энциклопедисты, Монтескье, в особенности Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма — с другой, вот почва, воспитавшая Робеспьер Он писал много стихотворений, в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1789 г. был избран директором аррасской академии. Ко времени открытия генеральных штатов он опубликовал брошюру, где требовал реформирования местного провинциального собрания Артуа. Выбранный депутатом от третьего сословия, Робеспьер сначала обращал на себя мало внимания. Он говорил против военного закона, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. Постепенно он сделался наиболее влиятельным членом якобинского клуба; в июне 1790 г. был выбран одним из секретарей собрания. Бегство короля вызвало речь Робеспьер, сразу прославившую его. В бегстве короля Робеспьер видел противореволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как ему мерещилось, были уже направлены "тысячи кинжалов". "Мы все умрем с тобою", восторженно воскликнул Камилль Демулен. Но Робеспьер не высказался за республику: он ограничился предложением предать короля суду и спросить страну о форме правления. Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Робеспьер дрожал за свою жизнь и скрылся у одного из якобинцев. 30 сентября учредительное собрание разошлось, объявив, по предложению Робеспьер, что члены его не могут быть избираемы в законодательное собрание. В ноябре 1791 г. Робеспьер был избран в Париже публичным обвинителем (accusateur public) и стал главой якобинского клуба. В апреле 1792 г. он сложил с себя обязанности обвинителя и основал якобинский журнал: "D é fenseur de la constitution". В это время начались острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне. Робеспьер был против войны и нападал в якобинском клубе и в печати на Бриссо и жирондистов. В народном движении 20 июня Робеспьер не принимал участия. 11 июля состоялось провозглашение "отечества в опасности" (речь Верньо), а 20 июля Робеспьер произнес в якобинском клубе речь, в которой уже развивал программу терроризма. "Корень всех страданий, — говорил он, — в исполнительной власти и в законодательном собрании. Необходимо исчезновение призрака, называемого королем, и учреждение национального конвента". 10 августа Робеспьер сохранял выжидающее положение. Когда восстание удалось и вожаками его была образована коммуна, к ней, после других, примкнул, 11 августа, и Робеспьер Главой ее, однако, был не он, а Дантон. 17 августа Робеспьер был выбран в члены чрезвычайного суда, учрежденного Дантоном для наказания сообщников двора, но Робеспьер отказался от участия в нем. 21 августа Робеспьер был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных. В первые же дни существования конвента в нем вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре. 24 сентября Ребекки горячо напал на Робеспьер и якобинцев. В ответ ему Робеспьер произнес длиннейшую речь, в которой тщательно изображал свои "подвиги", "спасшие" отечество. Возражение Луве, страстное и остроумное, смутило Робеспьер: он просил отсрочки и только 5 ноября ответил Луве мастерски обработанной, эффектной речью, увлекшей собрание своим революционным декламаторством. Когда был поставлен вопрос о предании короля суду, партии еще сильнее разделились. Робеспьер произнес 3 декабря речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. "Людовик — не подсудимый, а вы — не судьи, — говорил он, — вы государственные люди, представители нации... Ваше дело — не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения". Он требовал "смерти Людовика, чтобы жила республика". 27 декабря Робеспьер снова говорил о необходимости "наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие". Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Воззвание к народу (appel au peuple), которого требовали умеренные, угрожало бы ниспровержением республики: роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу. Главным образом речь Робеспьер была направлена против жирондистов, которые "виновнее всех, кроме короля". 9 марта 1793 г. Робеспьер удалось настоять на отправлении в департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и всюду распространявших их учение. Когда одна из парижских секций внесла в конвент адрес об изгнании из него жиронды (10 апреля), Робеспьер обрушился на жирондистов ядовитыми намеками, вызвавшими блестящую импровизацию Верньо. 24 апреля Робеспьер представил в конвент проект декларации прав, в которой говорилось, что "люди всех стран" суть "граждане одного и того же государства", обязанные помогать друг другу, а "монархи, аристократы, тираны, каковы бы они ни были" — рабы, бунтующие против природы. 2 июня жирондисты пали; настала эпоха террора. Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля играл Робеспьер Под его влиянием конвент в заседании 1 августа декретировал целый ряд чрезвычайных мер (см. Террор). Террором заведовали триумвиры, как их называли, — Робеспьер, Кутон и Сен-Жюст. От них исходили декреты о проскрипции и казнях. Все выдающиеся предложения излагались, большей частью, Робеспьер Он говорил, что нужно истреблять среднее сословие, "снабжать санкюлотов оружием, страстью, просвещением". Враги, с которыми следует бороться — люди порочные и богатые, пользующиеся невежеством народа. Так как просвещению народа мешает "продажность писателей", "которые каждый день обманывают его бесстыдной ложью", то "надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества", и издать хорошие сочинения. 3 октября член комитета общественной безопасности Амар предложил конвенту предать суду 73 депутата, протестовавших против изгнания жирондистов. Робеспьер вступился за них, имея в виду, опираясь на равнину, разбить партию горы, т. е. Дантона. Это не помешало ему подписать варварский декрет об уничтожении Лиона и одобрять усилившиеся именно в то время казни (жирондистов, Марии Антуанетты, герцога Орлеанского и др.). Когда образовалось течение враждебное христианству и было устроено празднество в честь Разума (10 ноября), Робеспьер произнес в якобинском клубе (21 ноября) сильную речь против атеистов и "крайних". Несмотря на это, парижский общинный совет постановил закрыть церкви в Париже. Тогда, 6 декабря, Робеспьер и Дантон постановили запретить все действия, направленные против свободы богослужения. 12 декабря Робеспьер выступил против Анахарсиса Клотца, который, вместе с Шометтом, предложил заменить католицизм культом разума. Началась очистка клуба якобинцев: Клотца и его друзей исключили из клуба. В самый разгар террора католическое богослужение, благодаря Робеспьер, продолжалось; в соборе Notre-Dame молились за Робеспьер; цензура строго следила за атеистическими сочинениями и нападками на церковь. К концу 1 793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена, федералисты рассеяны; но Робеспьер думал не о спасении государства, а об удержании за собой власти, для чего необходимо было уничтожить фракцию гебертистов, которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За гебертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику. Робеспьер боялся и Камилля Демулена, который в своем журнале "Le vieux Cordelier" остроумно осмеивал учрежденный Робеспьер комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, т. е. гебертистами, девизом которых был террор, и умеренными, т. е. дантонистами, требовавшими милосердия, произошел явный разрыв, Робеспьер занял середину между ними и выставил девизом справедливость, поддерживаемую, однако, путем террора. 25 декабря Робеспьер произнес речь против гебертистов и дантонистов, где говорилось о необходимости направлять корабль между двумя подводными камнями — модерантизмом и излишеством. 5-го февраля 1794 г. он прочитал в конвенте доклад "об основаниях политической нравственности", доказывая опасность существования двух партий. "Одна из них толкает нас к слабости, другая — к крайностям"; необходим террор, который, по определению Робеспьер, есть "быстрое, суровое и непреклонное правосудие". 14 марта были арестованы, а 24-го казнены гебертисты (21 человек). 31 марта были арестованы Дантон, Демулен, Лакруа, Филиппо. Перед началом суда над ними конвент, по предложению Робеспьер, декретировал, что каждый обвиняемый, противящийся судьям, будет лишен слова. 5 апреля Дантон и Демулен, а за ними и другие, были казнены. Настало время личной диктатуры Робеспьер На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа. Робеспьер старался расположить в свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Робеспьер лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Робеспьер приписывал Верховному Существу. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. "Республика есть добродетель" — таково ее начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. "Французский народ — провозгласил, по предложению Робеспьер, национальный конвент, — признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады. В Европе стали видеть в Робеспьер усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Робеспьер, конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Робеспьер шел, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Робеспьер представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание — смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 человек). Робеспьер перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Робеспьер, но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Робеспьер всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Робеспьер — своим сыном. Убежищем от политики для Робеспьер была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила Робеспьер, называя его спасителем. Вообще у Робеспьер было много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Робеспьер приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Робеспьер стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Робеспьер произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных граждан", Робеспьер указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство, под верховной властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Робеспьер, но Билльо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее комитетами. У Робеспьер потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение Робеспьер "Гора" освистала его, речь его прерывали криками: "долой тирана". Робеспьер арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Робеспьер и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Робеспьер По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала P. криками: "король" и "ваше величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Робеспьер, прекратился. Вместе с Робеспьер были казнены ближайшие его сподвижники — брат его Огюстен, С.-Жюст, Кутон, Леба.

Робеспьер был полной противоположностью Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос, монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Робеспьер не было ничего творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство. "Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с якобизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как у сектанта. Гуманные соображения были для Робеспьер своего рода вероотступничеством. См. Французская революция.

Литература. Bucher et Roux, в "Histoire parlementaire de la R é volution" идеализируют P.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан — одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Робеспьер — у Тэна, "R évolution" (III). См. S. Lodieu, "Biographie de Robespierre" (Arras, 1850); L. Duperron, "Vie secr ête, politique et curieuse de M. P."; Delacroix, "L'intrigue dévoilée: Mémoires de Charlotte R. sur ses deux frères", "Causes secrétes de la révolution du 9 ther midor"; Montjoire, "Histoire de la conjuration de R."; Havel, "Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes, "Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer Plutarch", т. 2, Лейпциг, 1875); H éricaut, "R. et le comité du salut public"; Aulard, "Le culte de la Raison et le culte de l'Être Suprême" (1892).

П. К.

Смотрии так же...