Пятница — С первых веков христианства возникает почитание Пятница, как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию (умер в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание Пятница, так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в Пятница до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в Пятница приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в Пятница для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о Пятница, как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в Пятница "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на Пятница, как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на Пятница как на день счастливый для свадеб и для рождений. Пятница имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с Пятница представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и Пятница являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с Пятница, представление о св. мученице Параскеве (по-гречески Παρασκευη — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название Пятница: "св. Параскевии, нареченные Пятница"; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа Пятница часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. Пятница бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — Пятница является олицетворением дня Пятница; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, Пятница ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в Пятница чесал волосы или прял. Представление о Пятница, как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с Пятница связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на Пятница, как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. Пятница обращаются девицы с молитвой о женихе. В Пятница служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к Пятница обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону Пятница кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. Пятница помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование Пятница сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания Пятница вообще и св. Пятница, выделяется почитание обетных и именных Пятница Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать Пятница Под названием именных Пятница известны 12 определенных в году Пятница, за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих Пятница находится в апокрифическом сказании "О 12 Пятница", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 Пятница приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении Пятница относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 Пятница посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 Пятница" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание Пятница распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в Пятница не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в Пятница пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в Пятница пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы Пятница играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 Пятница и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим Пятница, является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию Пятница на Западе присоединились языческие воспоминания о Пятница, как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (Пятница — Freitag).
См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании Пятница" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6; 1877, № 2); Порфирьев, "О почитании Среды и Пятница в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 Пятница" ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).
А. Г. К.