Псалтирь или Книга псалмов

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПСА
ПСЕ
ПСИ
ПСК
ПСО
ПСХ
ПСЫ

Псалтирь или Книга псалмов — одна из библейских книг Ветхого Завета, — ψαλτήριον по-гречески, tehillim по-еврейски. Книга состоит из 150, а по греческой (и славянской) Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержанием благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно во многих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всяких превратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явные следы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ко временам плена вавилонского, например, известный псалом "На реках вавилонских", и даже позже. В общем, Псалтирь или Книга псалмов есть поэтический сборник, который вырастал постепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, и вошел в канон еврейских священных книг уже сравнительно поздно, когда Псалтирь или Книга псалмов, очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого Псалтирь или Книга псалмов носит на себе характер искусственной обработки. Начинается она двумя вступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими как бы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейской поэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, часто достигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов рано сделалась (еще при Давиде, по крайней мере — в некоторых частях) богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а затем и в храме. Впоследствии Псалтирь или Книга псалмов получила правильное употребление при храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известные периоды времени. Богослужебное употребление от евреев перешло и к христианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенных собраниях (1 кор., XIV, 26; Кол., III, 16).

В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а каждая кафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читается трижды аллилуйя. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернем богослужении, так что вся прочитывается в каждую неделю, а в течение великого поста — два раза в неделю. Псалтирь или Книга псалмов служит первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, и влияние ее чувствуется во всех, вообще, формах молитв. Как необходимая для богослужения книга, Псалтирь или Книга псалмов переведена на славянский язык, по свидетельству Нестора, еще святыми Кириллом и Мефодием, и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатана по-славянски впервые в Кракове в 1491 г. Как книга, постоянно употребляющаяся при богослужении, Псалтирь или Книга псалмов получила еще распространенную форму, и в этом виде известна под названием Следованная П.: это та же самая книга псалмов, но в соединении с Часословом (см.), т. е. сборником молитв и псалмов применительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырь впервые напечатана по-славянски в Сербии в 1545 году, затем много раз печаталась в России, и в нее постепенно вошло много других прибавлений, имеющих своей целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. В некоторых изданиях помещаются и краткие истолкования на важнейшие псалмы, и такая Псалтирь или Книга псалмов называется толковой.

Из древних комментариев Псалтирь или Книга псалмов известны толкования И. Златоуста (есть в русском переводе), Амвросия, Августина и др. Из новых известны толкования Толюка, Де-Ветте, Эвальда и др. В русской литературе прот. Вишнякова (в журнале "Христианское Чтение"), епископа Феофана (на некоторые) и др. При толкованиях обыкновенно прилагаются и критические введения (например, у прот. Вишнякова). Псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., из поэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др.

А. Л.

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь или Книга псалмов сделалась главной учебной книгой древней Руси. Те, которые не предназначались для должностей церковнослужительских, ограничивались изучением простой Псалтирь или Книга псалмов, без тех прибавлений, какие находятся в следованной Псалтирь или Книга псалмов (см. выше). Следованная Псалтирь или Книга псалмов была большею частью уже заключительной книгой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский Геннадий считал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным к церковнослужительским должностям. Иногда к изучению Псалтирь или Книга псалмов присоединялось еще изучение Деяний Апостольских и Евангелие. Но вообще изучивший Псалтирь или Книга псалмов считался человеком грамотным — книжным, т. е. способным читать всякие книги. Научившись читать по Псалтирь или Книга псалмов, древний русский человек обыкновенно не расставался с ней. Псалтирь или Книга псалмов была не только настольной книгой, которую читали дома в свободное от занятий время, но она сопровождала даже в путешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой Псалтирь или Книга псалмов в дорогу указывает, между прочим, то, что следованная Псалтирь или Книга псалмов, изданная в 1525 г. в Вильно Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он "употребляя большую часть дня на дела государственные, немало также занимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного пророка" (см. "Черты русской жизни" Забелина в "Отечественных Записках", 1857, № 1). Св. Михаил, князь черниговский и боярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во время мучения. В монастырях читали Псалтирь или Книга псалмов не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть. Преподобный Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие — печь каждый день просфоры для монастыря, успевал прочитывать в день всю Псалтирь или Книга псалмов; о блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для браги и в то же время пел псалмы "изуст". Чтением и пением Псалтирь или Книга псалмов в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. В житейском обиходе к чтению Псалтирь или Книга псалмов прибегали во всех чрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкими продолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считали находящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать Псалтирь или Книга псалмов по умершим, соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церкви христианской. Был также в древней Руси обычай гадать по Псалтирь или Книга псалмов Указание на этот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: "и отрядив я (отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуеши душе... Не ревнуй лукавнующим". Псалтирь или Книга псалмов, естественно, должна была отозваться в письменности древней Руси. Летопись Нестора, сочинения Феодосия Печерского, митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона владимирского и др. — наполнены разными местами из псалмов. Владимир Мономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьма ясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности и особенно в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких, которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные из разных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, например, пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от земли, а правда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то всуе труд" [псал. 126, 1]); есть пословицы, составившиеся на основании некоторых изречений псалмов, или указывающие вообще на Псалтирь или Книга псалмов (см. ст. "Употребление книги Псалтирь или Книга псалмов в древнем быту русского народа" "Православный Собеседник", 1857, стр. 81 4—856).

Смотрии так же...