Прорезная машина*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРТ
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЭ
ПРЮ
ПРЯ

Прорезная машина* — машина для пробивки дыр или вырезки кружков в жестяных и вообще металлических листах, употребляющаяся обыкновенно в мастерских для строения мостов, котельных и машиностроительных заводах, малой же величины — в мастерских разных ремесленников (слесарей, кузнецов и жестянщиков). Составные части Прорезная машина* машины заключаются в прорезном штемпеле (M önch, Drü cker) из массивной стали в виде цилиндра или призмы, диаметр которого вполне соответствует величине требующейся дыры, и стального кольца (Nonne, Locheisen), внутренний диаметр которого точно соответствует поперечнику штемпеля. Это кольцо служит для поддержки листа во время пробивания. Штемпель с помощью особого механизма опускается на лежащий на кольце лист металла и, сильно надавливая на него, проходит в кольцо, высекая острыми краями своими металлический кружок величиной в диаметр трубки-штемпеля. Приведение в движение малых Прорезная машина* машин, предназначенных для пробивания тонких листов металла и маленьких дыр, производится руками или ногой рабочего, так как его сила, увеличенная рычажным или винтовым механизмом или эксцентрическим колесом, для этого достаточна. Такие Прорезная машина* машины имеют часто устройство балансира (см. Шибало). Прорезная машина* машины большие, употребляющиеся при постройке мостов, паровых котлов и машин, работают или посредством водяного колеса, конного привода, или же чаще — паровой машины. Подобную Прорезная машина* машину изображает прилагаемый рисунок (фиг. 1.).

Фиг. 1.

Прорезной штемпель (a) вправлен в салазки (b), которые ходят в неподвижных планках (c) станка вверх и вниз. Под штемпелем на столике лежит кольцо (d). Приводной ремень, ходящий по шкиву (e) махового колеса (l), двигающего посредством шестерни зубчатое колесо (f), горизонтальная ось которого (g) посредством эксцентрика (h) и охватывающего его стержня (i) поднимает и опускает салазки (b) со штемпелем на лежащий на кольце лист, приводит в действие станок. Высота поднимания штемпеля изменяется согласно толщине находящегося в работе металлического листа посредством ручного винта (k), устанавливающего эксцентрик (h). Для моментальной остановки движения штемпеля в то время, когда маховое колесо не разобщено с приводом, служит подножка (m), раздвигающая соединение вала (g) с приводящим его в движение зубчатым колесом (f). Фигура 2 изображает ручную Прорезная машина* машину, употребляющуюся для пробивания дыр в металлических скреплениях при постройке домов и мостов.

Фиг. 2.

Она стоит на колесиках для удобства передвижения. Пробивает листы до 13 мм толщиной, образуя дыры до 22 мм в поперечнике. Опускание штемпеля производится работником для более тонких листов посредством крестообразного воротила (a) у шестерни, ходящей по отрезку зубчатого колеса (b), опускающему штемпель (S) и нажимающему его на лист. Для более толстых листов давление усиливается посредством рычага (c), при поднимании и опускании которого тормозное колесо у шестерни, движимой воротилом (a), задерживается входящей в него задвижкой. Нередко для прорезания листов употребляются гидравлические прессы (см. Гидравлические Прорезная машина* машины). Прорезная машина* машины для прорезания многих равномерно расположенных на поверхности листа дыр при посредстве автоматического механизма, пододвигающего под штемпель сам лист, называются сверлильными машинами. Часто, в особенности у прорезных машин, приводимых в действие паровой машиной, тот же самый механизм, который служит для движения высекающего кружок штемпеля, приспособлен также для приведения в действие механических ножниц.

А. М—в.

Смотрии так же...