Петробрузианцы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Петробрузианцы — одна из сект рационалистического характера XII в., получившая название от имени своего основателя, Петра де Брюи (Petrus Brusius). Он принадлежал к духовному сословию и около 1105 г. приступил к проповеди учения, быстро распространившегося по Гиени и Лангедоку. Это учение дошло до нас в изложении Петра Достопочтенного. Оно запрещает крещение младенцев, в которых не может быть сознательного отношения к совершаему над ними таинству. Вследствие недействительности крещения младенцев Петр отказывался причислить к христианам все прежнее человечество — не только пап, епископов и др., но даже отцов церкви и мучеников. Ко всем остальным таинствам, равно как и к церковным обрядам, он относился отрицательно; отрицал необходимость молитв, милостыни и всего того, что делается живыми ради мертвых, так как душа заранее предназначена к осуждению или вечной жизни и ничто не может изменить этого решения. Церковь есть духовное единение верующих; не следует строить храмов, так как молиться можно всюду. Кресты, как орудие смерти и страданий Спасителя, не заслуживают почитания и должны быть уничтожены. Подобно современным им кафарам (см.), Петробрузианцы принимали лишь Евангелие, а Ветхий Завет вместе с деяниями апостольскими и посланиями апостола Павла отвергали, считая их излишними или сомневаясь в их достоверности. Вопреки учению кафаров Петробрузианцы отрицали необходимость воздержания от брака и не устанавливали никаких постов. В своем учении Петр де Брюи стоит особняком от современных ему религиозных течений и предвосхищает идеи сектантства реформационной эпохи. Сам Петр в 1125 г. был сожжен на костре; начатое им движение нашло нового вождя в лице Генриха Лозаннского, еще в клюнийском монастыре прославившегося благочестием и даром пророчества: ему приписывали даже чудотворение. Жители Манса просили своего епископа разрешить Генриху проповедовать в их городе. С самого своего появления здесь (1116 г.) Генрих покорил себе народные массы и речью о порче и фарисействе духовенства вооружил их против последнего, результатом чего было удаление Генриха из города. Во время последовавших за тем странствований он встретился с Петром и объявил себя его учеником и апостолом. В 1134 г. он был схвачен католическим духовенством, но скоро освободился и продолжал свою проповедь в Лангедоке; в Тулузе сам граф открыто объявил себя его сторонником. Однако проповедника снова схватили и на реймском соборе (1148 г.) осудили на пожизненное заточение, где он скоро и умер. Впечатление, произведенное им на современников, было так сильно, что католические историки называли Петробрузианцы генрихианами; но это неправильно, так как догматика Генриха ничем не отличалась от догматики Петра. Петробрузианцы слились с вальденсами, с которыми их некоторые историки и смешивают. Ср. "Petri Vene rabilis epistola adversus Petrobrusianos"; "Hariberti epist. de haeriticis Patragoricensibus"; "Hugonis tres libri contra haer. sui temporis"; J. G. Meisner, "Diss. de Petrobrusianis et Henricianis"; Hecker, "Diss. de Petrobr. et Henric. testibus veritatis sec. XII".

Смотрии так же...