Петр Могила

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Петр Могила — киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище Петр Могила получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петр Могила Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см.); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и Петр Могила Могилою. Петр Могила Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр Могила соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр Могила Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран Петр Могила Могила, с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение Петр Могила Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем Петр Могила Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр Могила приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого м-ря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Петр Могила Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при Петр Могила Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу. Много огорчений доставлял Петр Могила Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом Петр Могила Могила издал, между прочим, следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646). Петр Могила Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петр Могила Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной Петр Могила М. книги Афанасия Кальнофойского "Τερατουργήμα" (1638) сам Петр Могила доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения "Λίθος" (см. Лифос) Петр Могила принимал большое участие. Из проповедей Петр Могила Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивила". Записки Петр Могила Могилы отчасти напечатаны в "Киев. епарх. вед." 1861—62 г. Наконец, Петр Могила Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст. См. Голубев, "Петр Могила Могила и его сподвижники" (т. 1, до начала служения Петр Могила Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский, "Историческое извещение об унии"; Крачковский, "Очерки униатской жизни"; проф. Тарновский, "Петр Могила Могила" (в "Киевской Старине" 1882, № 4); Левицкий, "Уния и Петро Могила".

И. Ж—цкий.

Смотрии так же...