Песнь Песней

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Песнь Песней — библейская книга (по-еврейски Шир-га-Ширим), принадлежащая к числу учительных книг Ветхого Завета. Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом. Эта небольшая по объему книга (8 небольших глав, 6 стр. в русской Библии) занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма — настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер. С древнейших времен, однако, Песнь Песней Песнь Песней составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в церковь христианскую. Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности Песнь Песней Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга; все кетувимы (учительные книги) священны, но Песнь Песней Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген, который говорит: "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом Песнь Песней Песней". Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином. По своему содержанию Песнь Песней Песнь Песней имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песнь Песней Песнь Песней Суламитой (Песнь Песней Песнь Песней, VII, 1) — дочь Фараона. Но видеть в Песнь Песней Песнь Песней только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в Песнь Песней Песнь Песней пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте. Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исайя Иерусалиму (Исайи, LXII, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер., III, 1; Иезек., XVI, XXIII; Осии, II и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха (Иоан., III, 29; ср. Mатф., IX, 16 и др.). Содержание Песнь Песней Песнь Песней весьма сходно с содержанием XLIV псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний св. апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу (Евр., I, 8—9).

Литература: Herder, "Lieder der Liebe, die edelsten u. schönsten aus d. Morgenlande" (1778); H. Ewald, "Hohelied Salomonis" (18 26); F. Delitsch, "Das Hohelied" (1851); Graetz, "Schir-ha-Schirim" (1871); проф. А. А. Олесницкий, "Книга Песнь Песней и ее новейшие критики" (Киев, 1882); А. Песнь Песней Лопухин, "Библейская история при свете новых исследований".

Смотрии так же...