Перуцци Бальдассаре (Peruzzi, 1481—1537) — итальянский живописец и архитектор, род. в Сиене, первоначально учился у Содомы и Пинтуриккьо, а впоследствии подпал под влияние Рафаэля. Первые его работы были исполнены для Сиенского собора. Затем в 1504 году он переехал в Рим, где написал для церкви св. Онуфрия "Бога Отца", "Венчание Богородицы" и "Избиение младенцев" — произведения, еще сильно напоминающие манеру первых учителей художника. После того исполнены им рисунки для мозаики церкви С.-Кроче-ин-Джерузалемм, отличающиеся мастерской перспективой и богатой орнаментацией, плафон в Станце Елиодора в Ватикане, впоследствии замененный другим, работы Рафаэля, а также сцены из Ветхого и Нового Завета в одной из капелл церкви C.-Мариа-делла-Паче. Как архитектор, Перуцци Бальдассаре известен постройкой палаццо деи-Леони в Ферраре и виллы Фарнезини в Риме, сооруженной для известного любителя искусств Агостино Киджи. Здесь Перуцци Бальдассаре собственноручно расписал потолки изящными мифологическими сценами в чисто классическом духе; кроме того, он украсил эту виллу превосходными лепными работами. В 1517 г. папа Лев Х назначил Перуцци Бальдассаре строителем собора св. Петра. По проекту Перуцци Бальдассаре главный купол этого собора предполагалось обставить четырьмя куполами меньшей величины. Кроме этой не совсем удачной идеи, Перуцци Бальдассаре как строителю этого храма принадлежит та заслуга, что при постройке собора был снова принят первоначальный план, принадлежавший Браманте. В 1527 г., после разорения Рима испанцами, Перуцци Бальдассаре возвратился в Сиену, где прожил до 1535 г., работая над постройкой городских укреплений и украшением Кастель-Белькаро. Здесь, между прочим, написана им в духе Микеланджело "Сивилла" в церкви C.-Мария-ин-Фонтеджуста. В 1535 г. Перуцци Бальдассаре снова переселился в Рим.
А. А. С—в.