Перуджино

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Перуджино Пьетро (Perugino), собственно Перуджино Вануччи (Vanucci) — знаменитый итальянский живописец, главный мастер умбрийской школы, учитель великого Рафаэля. Род. в Читта-делла-Пьеве в 1446 г.; умер в Кастелло-Фонтиньяно, близ Перуджии, в 1524 г. Художественное образование получил в Перуджии, но под чьим именно руководством — неизвестно; с некоторой вероятностью можно предположить, что его учителем был Бенедетто Буонфильи. Во всяком случае, он вначале держался направления староумбрийской живописи, но, попав во Флоренцию, усовершенствовал свой стиль через изучение тамошних мастеров; Вазари говорит, что он учился здесь у А. дель-Верроккио, хотя в его работах нисколько не отражается влияние этого художника. Ранние произведения Перуджино — фрески, исполненные в 1475 г. в большой зале городской ратуши Перуджии и в 1478 г. в одной из капелл Черквето, — в настоящее время не существуют. В 1480 г. Перуджино был вместе с несколькими флорентийскими мастерами вызван в Рим для украшения стенной живописью Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Здесь были им написаны: "Вознесение Богоматери на небо". "Младенец-Моисей, найденный дочерью фараона, "Рождество Христово", "Крещение Господне" и "Вручение ключей ап. Петру". Из этих фресок уцелели только две последние, первые же три папа Павел III приказал уничтожить для того, чтобы освободить место для "Страшного Суда" Микеланджело. Занимаясь в Сикстинской капелле, Перуджино нередко отлучался во Флоренцию, где завел свою главную мастерскую; затем он усердно трудился то в этом городе, то в Перуджии, то в других местах Италии, куда его приглашали как одного из искуснейших живописцев того времени. Свои первые станковые картины, каковы например небольшая Мадонна Лондонской национальной галереи и круглая "Мадонна с четырьмя ангелами" Луврского музея в Париже, он писал темперой и только с 1494 г., побывав в Венеции, стал работать масляными красками. Наилучшей порой его деятельности надо считать 1494—1500 гг. Произведения, исполненные им в эту пору, полны своеобразного религиозно-мечтательного настроения, в высшей степени проникнуты неподдельным и глубоким чувством благочестия, отличаются силой выражения благородных, необыкновенно привлекательных фигур и теплым, энергичным колоритом. К числу таких произведений принадлежат картины: "Снятие с креста" (находится в галерее Питти во Флоренции), "Богоматерь на троне", написанная для перуджийской ратуши (теперь в Ватиканском музее), "Воскресение Христово" (там же), "Мадонна во славе" (в Болонской пинакотеке) и "Вознесение" (в Лионском музее), фреска "Распятие" в церкви Санта-Мариа-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции и стенная и плафонная живопись в Меняльной палате (Sala del cambio) в Перуджии, представляющая соединение религиозных сюжетов с аллегорическими изображениями и орнаментом. Этим перлам искусства уступают в достоинстве следовавшие за ними работы Перуджино — "Взятие Богородицы на небо", написанное для монастыря Валломброзы (ныне во Флорентийской акад. художеств), "Обручение Богоматери" для перуджийского собора (ныне в Каннском музее во Франции), "Битва Любви с Непорочностью" (в Луврском музее) и некот. др. Чем дальше, тем заметнее клонилось творчество Перуджино к упадку; будучи завален заказами, знаменитый мастер стал относиться к ним менее серьезно, исполнял их при помощи своих учеников, так сказать, по однажды выработанному шаблону, вследствие чего в произведениях последних лет жизни Перуджино мы видим его часто повторяющимся, утратившим прежнюю искренность чувства, аффектированным в экспрессии, сухим и жеманным в рисунке. Однако и среди таких произведений можно указать на некоторые весьма удачные, каковы например картины "Мучение св. Севастиана", "Рождество Христово", "Крещение" и "Преображение" (в перуджийской пинакотеке) и фреска "Рождество Спасителя", перешедшая из церкви в Фонтиньяно в лондонский Соут-Кенсингтонский музей. В 1508 г. Перуджино снова работал в Ватикане, где им тогда украшен живописью потолок "Комнаты Пожара" (Stanza del'Incendio). Кроме Рафаэля, в школе Перуджино получили образование многие художники, из которых самыми значительными после "божественного" урбинца были: Джованни ди-Пьетро, прозванный Ло-Спанья, Джанникола ди-Паоло, Эузебио ди-Сан-Джорджо и Джерино да-Пистойя. Ср. В. Orsini, "Vita, elogio e memorie dell'egregio pittore Pietro Perugino" (Перуджия, 1804); "Geschichte d. Italienisch. Malerei v. J. A. Clowe и G. B. Cavalcaselle, Deutsche Original-Ausgabe besorgt v. M. Jordan", (Лейпциг, т. 4, 1871); M. Jordan, "Pietro Perugino" (в P. Доме "Kunst и K ü nstler d. Mutelalters u. d. Neuzeit" (2 изд., I т.); А. Вышеславцев, "Умбрия и живописные школы Северной Италии" (СПб., 1885).

А. С—в.

Смотрии так же...