Перспектива*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Перспектива* — Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих Перспектива*, или картину предмета. Вертикальная плоскость, вмещающая в себе картину, называется картинной плоскостью; место глаза наблюдателя — точкой зрения. Пусть KS (черт. 1) есть картинная плоскость, M — точка зрения наблюдателя, стоящего на горизонтальной плоскости PQ в точке N и смотрящего на какой-нибудь предмет, находящийся от него за картинной плоскостью.

Черт. 1.

Плоскость PQ называется земной плоскостью, а ее пересечение с картиной, т. е. линия RS — земной линией, или основанием картины. Опустим из точки зрения M перпендикуляр МО на картину, который пересечет ее в точке О, называемой проекцией точки зрения. Горизонтальная плоскость, проходящая через указанный перпендикуляр МО, — называется плоскостью горизонта (на чертеже она означена пунктиром), а линия ее пересечения DE с картиной — линией горизонта, или просто горизонтом. Отложив от точки О на линии горизонта две части OD и ОЕ, равные расстоянию МО глаза от картины, получим две точки D и Е, называемые точками отдаления. Пусть на земной плоскости находится плоский предмет, например треугольник ABC, на который наблюдатель смотрит из точки зрения М. Проведем лучи зрения от точек A, B и C в точку M, и пусть эти лучи пересекают картину в точках a, b и c. Соединив эти последние прямыми линиями, получим Перспектива* abc треугольника ABC. Вообразим себе, что плоскость картины KS вращается около земной линии RS (в направлении, показанном строками на дугах) до тех пор, пока не совпадет с земной плоскостью PQ, так что обе плоскости составят одну общую плоскость PQ (черт. 2). Плоскости эти называются совмещенными, или эпюром. На эпюре N есть место наблюдателя, RS — земная линия, или основание картины, O — проекция точки зрения, DE — линия горизонта, точки D и E точки отдаления. Перспектива* треугольника ABC, помещенного за картинной плоскостью, есть abc. Нужно уметь изображать на эпюре Перспектива* каждого предмета, находящегося за картинной плоскостью, а для этого достаточно только уметь находить перспективу одной точки, потому что соединением на картине Перспектива* точек, получится Перспектива* предмета.

Черт. 2. ×åðò. 3.

Пусть дана точка А (черт. 3), лежащая на земной плоскости, найдем ее Перспектива* Для этого найдем на картине две прямые линии, проходящие через Перспектива* точки, место пересечения которых и определит искомую Перспектива* Из точки зрения M и из данной точки А опустим перпендикуляры MO и AV на картину и основания их О и V соединим прямой OV, на которой лежит Перспектива* a точки A, потому что эти перпендикуляры параллельны между собой и лежат в одной плоскости с лучом зрения AM и с линией OV, а Перспектива* точки А должна находиться на луче зрения и на картине. Из тех же точек M и А проведем две горизонтальные и параллельные между собой прямые под углом 45° к картинной плоскости, а именно MD и АХ (причем первая пройдет через точку удаления D, так как прямоугольный треугольник MOD должен быть равнобедренным, имея угол в 45°, т. е. MO = OD). Основания D и Х этих прямых соединим прямой DX, на которой лежит Перспектива* точки А, потому что прямые MD и АХ параллельны и лежат в одной плоскости с линией DX и с лучом зрения AM. Точка пересечения а прямых OV и DX есть Перспектива* точки А. Следовательно, чтобы найти Перспектива* точки A, лежащей на земной плоскости, должно: провести на земной плоскости из точки А две прямые до встречи с земной линией, а именно: одну перпендикулярную земной линии и другую под углом 45° к ней; точку встречи первой — соединить с проекцией глаза, а второй — с той из двух точек отдаления, через которую проходит параллель из точки зрения ко второй прямой. Пересечение двух прямых, соединяющих указанные точки, дает Перспектива* точки. Указанное построение выполняется в совмещенном положении плоскостей (на эпюре) с тем только различием, что данная точка берется не за картиной в точке A, а перед ней, на стороне глаза, в точке А' (черт. 4), на перпендикуляре АА' к земной линии, делящемся в основании его В пополам.

Черт. 4.

Построение делается так: из точки А' опускается перпендикуляр А'В на земную линию, из основания В которого описывается радиусом равным ВА1 дуга до пересечения в Х с земной линией; точка В соединяется прямой ВО с проекцией О глаза, а точка X — прямой XD с точкой отдаления D. Пересечение этих двух линий дает Перспектива* a точки А. Если точка А не лежит на земной плоскости, то находят Перспектива* высоты точки над земной плоскостью, т. е. Перспектива* перпендикуляра AB (черт. 5), где точка В есть проекция точки А на земную плоскость, или план точки А. Если из точки зрения M проведем лучи зрения в концы этой высоты A и B, то пересечение этих линий a и b с картиной определит Перспектива* ab высоты AB. Для определения Перспектива* высоты сделаем два замечания: 1) Перспектива* ab высоты AB перпендикулярна земной линии RS, потому что ab параллельна AB, как сечение картинной плоскости KS плоскостью МАВ, проходящей через прямую АВ, параллельную плоскости KS. 2) Если (как и в случае, когда точка А лежит на земной плоскости) из точек А и M опустим перпендикуляры AV и МО на картину и их основания соединим прямой VO, то эта прямая пройдет через Перспектива* точки A. Чтобы найти Перспектива* высоты AB, поступают так: опускают перпендикуляр AV из точки А на картину и основание его V соединяют с проекцией О глаза прямой OV, на которой лежит Перспектива* a точки A; после того находят Перспектива* b проекции В точки А на земную плоскость (способом, уже показанным раньше) и из этой точки b восстанавливают на картине перпендикуляр ba к земной линии RS до пересечения с проведенной прямой OV в точке a, которая есть Перспектива* А, а линия ba есть П высоты AB.

Черт. 5. Черт. 6.

В совмещенном положении плоскостей это построение делается так: план, или проекцию, точки А берут опять на стороне глаза в точке В' (черт. 6), строят Перспектива* этой точки (как точки, лежащей на земной плоскости); от основания G перпендикуляра, опущенного из В' на земную линию RS, на продолжении его откладывают истинную высоту GV точки А и точку V соединяют с проекцией О глаза прямой OV; перпендикуляр ba к земной линии RS встретит линию OV в Перспектива* a точки A, и Перспектива* высоты AB будет ab. Для построения Перспектива* какого угодно предмета поступают так: рисуют план предмета на земной плоскости на стороне глаза, симметрично относительно картины с действительным планом, лежащим за картинной плоскостью, и строят Перспектива* точек плана; потом, измеряя в действительности высоты разных точек предмета, строят их Перспектива* Полученные таким образом точки на картине определяют искомую Перспектива*

Д. Гика.

Приложение вышеизложенных основных правил перспективного построения к изображению на картинной плоскости параллельных между собой линий приводит к следующим заключениям. 1) Если линии параллельны между собой и к картинной плоскости, то изображения их на последней тоже параллельны между собой, причем горизонтальные останутся и в изображении горизонтальными. 2) Линии, параллельные между собой и перпендикулярные в картинной плоскости, изобразятся линиями сходящимися, которые по достаточном продолжении пересеклись бы все в одной точке на линии горизонта — проекции точки зрения. 3) Линии, параллельные между собой, но не параллельные и не перпендикулярные к картинной плоскости, изобразятся на последней линиями, имеющими на линии горизонта точки схода, определяемые без затруднений. Прилагаемый здесь черт. 7 изображает построенную по вышеизложенным правилам внутренность здания рынка.

Черт. 7. Внутренность здания рынка.

В ней точка схода обозначена буквой A, что соответствует букве О на предыдущих чертежах.

Вышеизложенные правила геометрической Перспектива* не могут быть полностью применены к художественным изображениям даже и в тех случаях, когда изображаются здания. Для примера положим, что вертикальное стекло или картинная плоскость параллельны горизонтальной линии, проходящей через центры трех равной величины шаров. Положим, что Перспектива* точки зрения приходится в центре одного из шаров, а другие два шара находятся направо или налево от первого. Если из действительной точки зрения провести, как из вершины, три конуса, охватывающие три шара — пересечение одного конуса с картинной плоскостью будет круг, а двух других — эллипсы; следовательно, только один шар в перспективе изобразится кругом. Однако странно было бы изобразить на плоской картине овал для изображения шара, потому что картина может быть рассматриваема из различных точек, в особенности если ее размеры велики. Изображая шар всегда кругом на картине, художник отступает от геометрической Перспектива*; подобным образом, изображая колоннаду, параллельную картинной плоскости, не делают боковые колонны толще центральных или в толпе людей — боковые фигуры толще средних. Если изображена группа людей внутри здания, то параллельные линии, не параллельные картинной плоскости здания, должны иметь точку схода и фигуры людей, расположенные вдоль этих линий, будут по мере удаления уменьшаться на изображении сообразно с требованиями геометрической Перспектива*, но фигуры центральные и боковые изображаются не с полным выполнением этих правил, а представляют смешение ортогональной проекции с картинной. Изображения камеры обскуры не могут полностью служить для руководства художников, потому что края таких изображений перспективно обезображены (см. Фотографическая Перспектива*). В изображениях внутренности зданий, в особенности малых пространств, художники бывают принуждены отступать от геометрической Перспектива* в том отношении, что точку зрения должны избирать более удаленной от картинной плоскости, чем в действительности, для того, чтобы небольшая комната, например, не показалась очень глубокой или чтобы предметы, несколько удаленные, не казались бы чрезмерно далекими, что составляет обыкновенный недостаток фотографических изображений.

Перспектива* воздушная основана на физических законах, но в большинстве частностей художник обращается к личным и непосредственным наблюдениям. Воздух поглощает свет, изменяя тона отдаленных предметов; общий тон дали приближается к синему или голубому. Близкие предметы даже и в случае их действительной одноцветности кажутся разнотонными в разных частях, освещенных светом, отраженным другими предметами, как близкими, так и удаленными. Очертания отдаленных предметов, представляя в сущности границы между неодинаковыми тонами, вследствие слияния тонов менее определенны, чем контуры предметов, к нам близких. Старинные художники не соблюдали воздушной Перспектива* в фоне религиозных и мифологических картин, пейзажисты первые научились передавать ее в своих произведениях, которые без воздушной Перспектива* почти не имеют никакого художественного значения.

Ф. Петрушевский.

Смотрии так же...