Орарь

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРР
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРЧ
ОРШ
ОРЫ
ОРЬ

Орарь (ώραριον) — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре диакон носит Орарь по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, Орарь был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно Орарь сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об Орарь в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали Орарь на могилы Гервагия и Протасия, через что эти Орарь получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли Орарь кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово Орарь, по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от όράω — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие Орарь, были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят ωράριον от ώρα — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что Орарь составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.

Н. Б—в.

Смотрии так же...