Мочалов Павел Степанович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

МочаловПавел Степанович — знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. Мочалов Павел Степанович не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова "Эдип в Афинах". Через Кокошкина (см.) он сблизился с С. Т. Аксаковым, который ввел его в литературные кружки (сам Мочалов Павел Степанович впоследствии писал стихотворения элегического содержания). Мочалов Павел Степанович вступил на артистическое поприще в эпоху, когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара, вперемешку с пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре Мочалов Павел Степанович бессменно 30 лет занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре Мочалов Павел Степанович главное место занимали пьесы Коцебу, из русских — Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву, Чацкого). Из шекспировского репертуара Мочалов Павел Степанович играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из Шиллеровского — Франца и Карла Мооров в "Разбойниках", Дон Карлоса, Фердинанда и Миллеpa ("Коварство и любовь"), Мортимера ("Мария Стюарт"). "Коронной" ролью Мочалов Павел Степанович был Гамлет, в переводе Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер Мочалов Павел Степанович, отчасти жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была украшена памятником с эпитафией, в которой Мочалов Павел Степанович назван "безумным другом Шекспира". Мочалов Павел Степанович был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура Мочалов Павел Степанович не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат, но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи, черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались гибкостью. Удивителен был голос Мочалов Павел Степанович — тенор, мягкий и звучный; шепот Мочалов Павел Степанович был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли невольно вздрагивать. При вечном расчете Мочалов Павел Степанович на "наитие", его игра была игрой счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин (см.), стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного, "романтического". Знаменитая статья Белинского о Мочалов Павел Степанович: "Гамлет, драма Шекспира, и Мочалов Павел Степанович в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности игры Мочалов Павел Степанович, сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и Гамлет в передаче Мочалов Павел Степанович был сочетанием гениальных частностей, т. е. был лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре и Гамлет по своему душевному складу, Мочалов Павел Степанович в создании именно этого типа был близок к совершенству. В Мочалов Павел Степанович нельзя видеть предтечу реального направления в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит Мочалов Павел Степанович С. Щепкину.

См. А. Ярцев, "Мочалов Павел Степанович С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской библиотеке", приложение); А. Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического искусства" ("Артист", 1893 г., № 26).

Вс.Чешихин.

Смотрии так же...