Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

МотенеббийАбу-Таиб-Ахмед — знаменитый поэт арабов, считаемый ими за величайшего. Род. в Куфе в 915 г. Отец его был водонос, но Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед оказался чрезвычайно честолюбивым. Поучившись в Дамаске, он объявил себя пророком (отсюда и прозвище "Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед", т. е. "лжепророк"). Благодаря красноречию и блестящим стихам, он приобрел много последователей, но был посажен в тюрьму, и ученики его рассеялись. Тогда Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед отказался от пророчеств и сделался странствующим поэтом, рассчитывая достигнуть этим путем славы и богатства. Около 949 г. пристроился в качестве панегириста при дворе хемданида (см.) Сейфоддовлета, имевшего резиденцию в Алеппо. Через 9 лет он поехал к правителю Египта, негру Кафуру (см. Ихшиды), который обещал дать ему место правителя Саида (Верхнего Египта). Обещание, однако, не было исполнено. Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед написал на Кафура едкую сатиру, оставил Египет (961) и поехал в Багдад, где также не имел успеха. Тогда Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед поехал в Шираз (962), к бовейгидскому государю Аздоддовлету; возвращаясь от него с подарками в Куфу, он был настигнут бедуинами-разбойниками и убит (965). Стихи Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед звучны, музыкальны, но язык их нередко вычурен, так что без филологических комментариев он непонятен. У Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед много прекрасных художественных образов и сравнений, но много и стилистических натяжек. Его стихи отличаются нежной лирикой, сатирической меткостью, дышат часто самым высоким благородством мыслей; отдельные философские изречения и эпиграммы возвышенны и блестящи — но рядом с этим много самой недостойной лести перед сильными мира сего. Кроме того, Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед не стесняется присваивать себе мысли своих предшественников.

Разбор сочинений Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед сделан по-латыни П. Боленом (Бонн, 1824 — рец. в "Моск. Вед." 1825, № 88); резкое суждение о Мотенеббий Абу-Таиб-Ахмед у Кремера в "Culturgeschichte des Orients" (Вена, 1877, II, 380); F. Dieterici, "M. u. Seifuddaula" (Лпц., 1847). Диван M. издан в Калькутте (1814), в Гугли (1841) и лучше всего в Берлине (1858 и 1859, Ф. Дитрици, с араб. комментариями Вахидия); без текста — комментарии Акбария в Калькутте (1843) и Мохеббия в Калькутте (без года). Полный нем. перевод И. Гаммера (В. 1823; русск. рец. в "Моск. Вед.", 1824, № 75), а по частям диван издан и переведен Рейске (арабск. и нем., Лпц., 1765), Фрейтагом (арабск. и дат., в "Caab ben Zoheir", Бонн, 1824), Горстом (арабск. и дат., Бонн, 1823), Гессе (арабск. и дат., Упсала, 1848). Отрывки по-русски у Холмогорова, во II т. "Всеобщей истории, литературы" Корша и Кирпичникова.

А. Крымский.

Смотрии так же...