Морошкин Федор Лукич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Морошкин Федор Лукич (1804—1857) — известный ученый юрист. Сын священника, Морошкин Федор Лукич обучался в тверской семинарии и этико-политическом факультете Московского университета. "Дух законов" Монтескье, "разом освоивший для него все области юриспруденции", и лекции некоторых профессоров развили в Морошкин Федор Лукич стремление к историко-философскому изучению права. Кроме текущей немецкой юридической литературы, он по указаниям Дегая (см.) прилежно знакомится с произведениями французской юридической литературы, с древней и новой философией, историей права и действующим законодательством. Отказавшись от посылки в профессорский институт, Морошкин Федор Лукич защищает в 1833 г. свою магистерскую диссертацию "О постепенном развитии законодательств" (Морошкин Федор Лукич, 1832) и занимает в Москве кафедру "права знатнейших древних и новых народов", читая также курсы русского и римского гражданского права. По введении нового устава 1835 г. и защите докторской диссертации ("О владении по началам российского законодательства", Морошкин Федор Лукич, 1837) он получает звание ординарного профессора по кафедре гражданских законов. Хотя, по собственному признанию Морошкин Федор Лукич, его занятия философией и убедили его в том, что "он не рожден для чистой философии", а требования нового устава университетов и настоятельные указания и руководство попечителя округа, графа Уварова, обратили его "к источникам самобытной силы русского просвещения: православию, самодержавию и народности" и привели позднее к признанию необходимости " чистой исторической методы в раскрытии отечественных наук" вопреки его собственным более ранним воззрениям — тем не менее, на всех трудах Морошкин Федор Лукич отражается с полной силой влияние полученного им философского образования. Серьезный юрист, обладавший точным знанием юридических фактов в области истории и догмы русского права и давший ряд ценных для своего времени трудов по их освещению (особенно упомянутая выше диссертация о владении, речь "Об уложении и последующем его развитии", Морошкин Федор Лукич, 1839, и изданный после смерти курс его лекций по гражданскому праву, "Юрид. вестн." за 1860—61 гг.), Морошкин Федор Лукич как в этих трудах, так и в других своих печатных произведениях ("Кафолический дух римского права", "Об участии Московского унив. в образовании отечественной юриспруденции", вступительной лекции о "правах знатнейших древних народов", в "Ученых зап. Мос. унив." за 1833—34 гг.) проявляет постоянное стремление к философскому обобщению исторических явлений и извлечению из уроков истории поучений общественно-политического характера. Приветствуя издание "Свода Законов", Морошкин Федор Лукич настойчиво указывает на то, что одним изучением его норм отнюдь не достигается юридическое знание, цель которого состоит в том, чтобы "вызвать невидимого духа законов, извлечь сей разум из сокровенной глубины духа человческого, из совести судей, из свойства и жизни вещей, превратить его в право положительное, развить и произвесть нечто органическое". Неволина Морошкин Федор Лукич упрекает за отказ "от изложения истории гражданских законов в форме движения идеи законам, а в обеих диссертациях ставит положения о том, что "для возведения в науку русского гражданского положения нам необходимо принять философское, а потом уже историческое направление ведения". Проникнутый упомянутыми выше консервативными началами русской жизни, Морошкин Федор Лукич всегда выступает, однако, как убежденный защитник свободной юридической науки, просвещения и гуманных начал правосудия, одним из источников которого он признает право естественное. Направляя свои сравнительно-исторические исследования к выводам в духе Гегеля и Ганса, Морошкин Федор Лукич никогда не впадает в мелочное изложение фактов и не теряет чувства истор. и современной действительности, избегая ошибок, столь частых у других представителей как нем. исторической, так и философской шкоды правоведения. Его указания на творческую роль "общего здравого юридического чувства и совести судьи", на воспитательное значение судебной практики и изучения обычного права также должны быть отмечены как положительные заслуги профессора, привлекавшие к нему многочисленных слушателей и создавшие ему вместе с его трудами почетное место среди русских ученых юристов. Кроме юридических трудов, Морошкин Федор Лукич принадлежат несколько статей по русской истории ("О значении имени Руссов и Славян" в "Маяке", "Рецензия на книгу подьячего Котошихина" в "Москвитянине" 1841 г. и др.). Здесь убеждение автора, что немецкие исторические критики "слишком обрезали русскую историю", "что Российское государство вызвано из ничтожества православною греко-кафолическою верою" и что "на сем краеугольном камне оно может утвердить свою власть над полвселенной", приводит местами к тенденциозному истолкованию фактов русской истории и к пользованию "старинным филологическим методом", лишающим эти работы всякого научного значения. Морошкин Федор Лукич принадлежит еще перевод книги Рейпа "История российских государственных и гражданских законов" (Морошкин Федор Лукич, 1836), с обширными примечаниями, литературными указаниями и добавлениями. См. о Морошкин Федор Лукич "Сын Отечества", 1857 г., № 52, и воспоминания А. В. Лохвицкого в "Русском курьере" 1881 г. № 138.

В. Н.

Сын Морошкин Федор Лукич, Сергей Федорович, был одним из выдающихся присяжных поверенных округа Харьк. судеб. палаты и председателем совета прис. поверенных этого округа; теперь состоит членом Харьк. судеб. палаты.

Смотрии так же...