Мори Мэтью

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Мори Мэтью (Matthew-Fontaine Maury) — знам. американский гидрограф (1807—73). В начале 1824 г. он начал свою деятельность мичманом во флоте Сев.-Амер. Соед. Штатов. Во время своих первых плаваний он обратил внимание на изменения в атмосферном давлении с переменою кораблем места; сделанные по этому поводу наблюдения и выводы опубликовал в "American Journal of Arts and Sciences" за 1831 г. Затем, продолжая заниматься заинтересовавшим его вопросом, который в то время еще никем решительно не был поднят, Мори Мэтью в 1835 г. опубликовал свои первые "Sailing Directions". Через 4 года он напечатал (в "Southern literary Messenger") статью, где высказал первый мысль о возможности сократить время плавания судов от одного порта назначения до другого, пользуясь попутными ветрами и течениями. Вскоре он сломал себе ногу и потому был переведен на береговое место, начальником архива морских карт в Вашингтоне, к которому затем было присоединено гидрографическое управление и морская обсерватория. Это новое расширение его деятельности дало ему возможность проявить всю его громадную энергию и провести в жизнь уже давно занимавший его вопрос о морских кратчайших путях, творцом которых его и следует признать. Попутные ветры и течения влияют не только на продолжительность перехода, но и на величину необходимых для того расходов. Поэтому нужно было иметь материал относительно распределения и направления плаваний и ветров в океанах. Главная заслуга Мори Мэтью и заключается в том, что, еще не имея полного для решения вопроса материала, он сумел подметить и угадать результат будущих исследований, давших столь богатые плоды. Первые скудные данные, обработанные им для Северного Атлантического океана, дали, однако, возможность почти наполовину уменьшить время перехода для парусных судов из Нью-Йорка к экватору (вместо 40 сут. только 24 с.). Столь блестящий результат не замедлил снискать ему сторонников и сейчас увеличить число нужных наблюдений, которые он просил ему присылать взамен сообщения разработанных им путей судов. Затем Мори таким же образом разработал и многие другие пути, также сократив переходы, иногда более чем наполовину. В 1845 г. он, кроме "Sailing Directions", стал издавать первые "Charts of winds and currents", которые послужили прототипом для всех издаваемых теперь подобных пособий, необходимых для плавания в океанах, где почти всегда кратчайший по расстоянию путь далеко не быстрейший по времени. Работы Мори Мэтью возбудили интерес и вообще к физико-географич. исследованиям океанов, и первая "Физическая география моря", им написанная, была переведена на многие яз., в том числе и на русский. Следовательно, Мори Мэтью был также творцом "океанографии" и морской метеорологии, которые до него не существовали. Чтобы упорядочить и объединить это дело, по его настоянию в 1853 г. в Брюсселе собралась первая международная морская метеорологическая конференция, установившая однообразную систему наблюдений и их записи. Когда вспыхнула в Соединенных Штатах междоусобная война, Мори Мэтью подал в отставку и, перейдя на сторону Южных Штатов, заведовал береговой обороной. После войны он ездил в Центральную Америку и Европу и, возвратившись на родину, закончил жизнь частным человеком.

Ю. Ш.

Смотрии так же...