Морган Льюис-Генри

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Морган Льюис-Генри (Lewis-Henri Morgan) — известный амер. этнолог и социолог (1818—81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество, носившее название "Великого ордена ирокезов" и состоявшее из белых и образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшею целью сохранить обычаи и нравы индейцев, а дальнейшею — отстоять за туземцами право самостоятельного развития в рамках американской цивилизации и под охраной федеральной конституции. Морган Льюис-Генри был настолько увлечен деятельностью этого общества, что поселился на некоторое время среди ирокезов Нью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками. Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила Морган Льюис-Генри выйти из общества, которое вскоре после того распалось, а Морган Льюис-Генри получил известность как адвокат. Уже с 1846 г. начали появляться в различных изданиях интересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха: то был псевдоним Морган Льюис-Генри В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пяти ирокезских племен, под заглавием "League of the Ho-de-no sau-nee or Iroquois" (Ротчестер). Это было первое строго-научное сочинение о военной организации и социальном быте, формах брака, семьи и наследования у краснокожих; особенное внимание Морган Льюис-Генри обратила на себя своеобразная система обозначения родства у ирокезов. Когда была предпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, Морган Льюис-Генри сделался одним из директоров образованной для этого компании и каждое лето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х гг., жил на берегу Верхнего озера, проводя свободное от занятий время в наблюдении и изучении бобров. Основанный на этом изучении опыт "психологии животных" (как выражается сам Морган Льюис-Генри) появился в 1868 г. под заглавием "The american Beaver and his Works" (Филадельфия). В 1858 г., живя в Мичигане, Морган Льюис-Генри часто имел дело с племенем оджибвеев (Ojibways) и, наблюдая его внутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря на разницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту же систему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим, он составил программу вопросов, касающихся названий родства, и разослал вопросные бланки к разным миссионерам и агентам правительства, живущим среди индйцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые у различных племен. Сначала сведения стекались очень туго, и Морган Льюис-Генри решил сам заняться этим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски до территории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон в Скалистых горах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения степени родства у краснокожих, несмотря на крайнюю разницу в диалектах. Это навело его на мысль расширить объем исследуемого явления и проследить систему родства по возможности на всем земном шаре. Он успел заинтересовать в своих исследованиях Вашингтонское ученое общество, известное под названием "Смитсоновского института", и некоторых лиц, занимавших важное официальное положение. С 1860 г. почти вся корреспонденция, вызванная опросными бланками Морган Льюис-Генри, ведется через Смитсоновский институт и при посредстве послов, консулов, агентов правительства. К середине 60-х годов в руках Морган Льюис-Генри скопился огромный материал по интересовавшему ему вопросу. В 1868 г. он представил ученой комиссии Института обширный мемуар, в котором были систематически обработаны полученные данные и который появился в свет в 1871 г. как 17-й том "Smithsonian Contributions to Knowledge", под заглавием "System of Consanguinity and Affinity of the Human Family". Помещенные здесь таблицы названий родства и свойства охватывают 139 различных племен и народностей, принадлежащих к трем крупным подразделениям человечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе. Рядом с изданием этого большого труда Морган Льюис-Генри напечатал много журнальных статей о различных сторонах жизни индейцев. Главное сочинение Морган Льюис-Генри появилось в 1877 г., под заглавием "Ancient Society, or Researches in the Lines of human Progress from Savagery through Barbarism to Civilisation (Нью-Йорк и Лондон). В последние годы своей жизни Морган Льюис-Генри был занят большой монографией "Houses and House-li f e of the American Aborigines" (Вашингтон, 1881), которая, между прочим, вносила существенные поправки в традиционные воззрения писателей Старого, а отчасти и Нового Света на древнюю цивилизацию ацтеков. Труд этот был издан североамериканским правительством с гравюрами и фотографиями главнйших индейских развалин и составляет IV-й т. "Contributions to North American Ethnology" (1881). Вклад Морган Льюис-Генри в науку заключается в следующем. Он впервые ясно и отчетливо показал, что у краснокожих (ирокезов) племенная организация не основывалась на разрастании потомков, происходящих от одного общего отца, "так как отец и дитя никогда не были одного и того же рода". Он показал, что "родословная велась здесь во всех случаях по женской линии". Сначала (в 50-х годах) ему даже казалось, что тут лежало основное различие родовой организации Нового Света от "всех таких же учреждений Старого". Морган Льюис-Генри тогда же обратил внимание на одну интересную особенность терминологии родства у ирокезов: они не делали никакого словесного различия между прямой и побочными линиями ни в восходящем, ни в нисходящем порядке, за исключением некоторых определенных случаев. Так, какой-нибудь вождь называл, напр., безразлично своими матерями свою мать и ее сестер, своими отцами — своего отца и его братьев, своими детьми — своих детей и детей своего брата; но этот же вождь называл детей своей сестры уже не своими детьми, а племянниками, как это делаем и мы, и т. д. Морган Льюис-Генри подметил также, что наследование у краснокожих происходит обыкновенно по женеской линии. Наконец, он описал политическую организацию ирокезов, представил ее военной демократией с выборными вождями ("умеренной олигархией", говорит он в одном месте) и уже в то время пытался сблизить ее развитие с развитием политических учреждений в Древней Греции. Материал, собранный в течение 60-х годов Морган Льюис-Генри, помог ему расширить его первоначальные взгляды. В своем сочинении о "Системах родства" он успел уложить все разнообразные приемы обозначения родства у человека в две группы. Одна из них — описательная, столь известная всем нам: она точно определяет отношения каждого отдельного родственника к данному лицу. Другая — классификаторская, находящаяся в употреблении у туранских, малайских и амерйканских племен, обединяет в один ряд целое поколение лиц и, ставя их всех на одну доску, устанавливает их коллективное отношение к данному лицу. Из этого, так сказать, филологического факта Морган Льюис-Генри (под влиянием своего друга, профессора Мак-Ильвэна) вывел чрезвычайно важное социологическое заключение, а именно что эти различные системы родственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде те жизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половой сфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокез называет детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры — своими племянниками. Отсюда Морган Льюис-Генри выводит заключение, что некогда существовала такая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась в половой связи с группой женщин, сестер или кузин между собою, но отнюдь не сестер этих мужчин. Эта форма брака (пуналуа) существует и поныне кое-где на Гавайских и др. островах, тогда как тамошняя терминология родства указывает на еще более примитивные формы половой связи. Восходя по лестнице анализа различных ступеней родства, Морган Льюис-Генри доходит до существования в человечестве беспорядочных половых отношений всех мужчин со всеми женщинами племени, и эти различные формы половой связи и родовой организации являются для него последовательными этапами, которое пробегало все человечество. Новое и решительное развитие взгляды Морган Льюис-Генри получили в его труде о "Древнем обществе". Основную пружину человеческого прогресса он видит в "открытиях и изобретениях", под которыми разумеет главным образом развитие материальных отношений. Затем он рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшем параллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с первоначальной, чисто родовой организации, как мы ее видим у австралийцев с их кланами и сложными запрещениями брака между мужчинами и женщинами клана, и вплоть до современной политической организации, опирающейся на "территориальном" начале. При этом сделана интересная попытка найти тождественные этапы развития в Греции, Риме и у краснокожих как у обществ, постепенно переходивших от чисто-родового быта к срастанию кланов и племен в национальное целое. Идея семейной организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. При этом указано на рост различных ограничений половой связи (и таким образом объяснено существование "эндогамических" и "экзогамических" племен Мак-Леннана), на первоначальную распространенность всюду (а не у одних лишь краснокожих) родства по матери и матернитета и замену его патриархальным строем. Наконец, идея собственности рассмотрена в ее различных формах существования и передачи по наследству сначала всем членам клана, затем агнатическим родственникам (сначала по женской, затем по мужской линии) и т. д. В соч. о "Домах и домашней жизни американских туземцев" Морган Льюис-Генри на основании личных разведок, сделанных главных образом в северной части Новой Мексики, доказывает следующее: громадные сооружения, которые испанские писатели приняли за дворцы монарха, представдяют собою общие дома первобытных коммунистов, селившихся целыми сотнями и даже тысячами в колоссалном улье, состоявшем из бесчисленных каморок. Интересно, что в своем сочинении о бобрах Морган Льюис-Генри смотрит на сооружения бобрами плотин не как на результат более или менее планомерной общей деятельности животных, а как на постепенное вырастание целой колонии из независимой стройки жилищ отдельными семьями бобров. Древний американец оказывается большим коммунистом, чем бобер. — Морган Льюис-Генри был не чужд промахов, скороспелых выводов, теоретических увлечений. Он строил, например, чересчур однообразную и строго-педантическую лестницу различных фазисов "дикого состояния", "варварства" и пр. В его сближениях между развитием общественно-политических учреждений у классических народов и их развитием у краснокожих есть местами неточности и натяжки. Он, может быть, недостаточно оттенил роль фикции в представлении человека о кровном родстве и, может быть, слишком перегнул палку в другую сторону, борясь с Мак-Леннаном, который не хотел видеть в "системах родства" ничего, кроме формы приветствий. Все эти недостатки не мешают Морган Льюис-Генри занять одно из самых видных мест между этнологами и социологами, хотя Энгельс и преувеличиваег, сравнивая Морган Льюис-Генри с Дарвином. См. Fr. Engels, "Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums u nd des Staats" (Штутгарт, 1892, 4-е изд.). Р.

Смотрии так же...