Моралитэ

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Моралитэ (фр. Moralit é) — особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшими мистериями (см.) почти всех стран Европы встречается представление притчи о женихе и 10 девах — Моралитэ в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и Римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interitu Ant i christi"), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие, Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда в сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в роде "Proc è s de Paradis ", т. е. судбища между Милосердием и Миром, с одной стороны, Справедливостью и Правосудием, с другой — за род человеческий. Тогда же (в XIV—XV вв.) Моралитэ выделяются в особый вид драматич. представлений, цель которых — первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение Моралитэ легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот вид представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей (см.). Одним из старейших (около 1440 г.) Моралитэ считается "la Farce de la Pippée" (pippé e — ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных Моралитэ известно явившееся около 1475 г. "Moralit é du biеn advis é et du mal advisé " (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях — добродетели и порока; в заключение bien advis é попадает в царство небесное, а его соперник — в ад. К концу XV в. относится Моралитэ "Les enfants de Maintenant ou l' é ducation" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в. подновляется старое Моралитэ с латинским заглавием "Mundus, Сarо, Daemonia" ("Мир, Плоть, Демоны"), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал "Диететику", в которую вставлено "Осуждение пирушки" ("Condamnation du Banquet") — живо написанное Моралитэ на тему о вреде неумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений был в Англии, где Моралитэ вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" — в нем заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами под предводительством Мира, Плоти и Дьявола), "Mind, Will and Unterstanding" ("Характер, Воля и Разум") и "Mankind" ("Человеческий род"). От времени Генриха VII дошел целый ряд Моралитэ, таких же серьезных и назидательных: к той же эпохе относится и "Чародей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и "типы" — Вызыватель духов и Нотариус. От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное Моралитэ "Гик Скорнер" неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее. Так как Моралитэ по природе своей — вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в религиозной борьбе того времени: мы имем рядом Моралитэ "Every Man" ("Всякий человек"), которое посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и "Lusty Juventus" ("Веселая юность"), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Custom) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит Моралитэ Натаниэля Вудса "Борьба с совестью" ("The Conflict of Conscience"). Некоторые Моралитэ той же эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были Моралитэ и с чисто политической тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралитэ живые лица, превращающие аллегорию в настоящую национальную драму. Из постоянных "типов" Моралитэ доживает до шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее время пережитком Моралитэ являются фамилии действующих лиц комедии, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.). Литература о Моралитэ та же, что о мистериях. Кроме того, см. Leroux de Lincy et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralité s et Sermons joyeux" (Пар., 1837); P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et M. du XV s." (П., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choix de Farces, Sotties et Moralit é s des XV et XVI s." (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И. Стороженка в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова.

А. Кирпичников.

Смотрии так же...