Мор Томас

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

МорТомас (More, латиниз. Morus) — замечательный англ. политический деятель и гуманист. Род. в 1478 или 1480 г. в Лондоне. Отец Мор Томас был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине. Архиепископ Кентерберийский Мортон, друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет. Здесь или вскоре после того Мор Томас сблизился с Эразмом, который оказал на него сильное влияние; Эразм посвятил Мор Томас свою знаменитую сатиру, как остроумнейшему человеку своего времени. Оксфордский кружок, к которому примкнул Мор Томас, связывал с классицизмом идеи религиозной реформы, стараясь слить с учением Платона раннее христианство, преимущественно в учении ап. Павла. Одно время Мор Томас предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер. Занятия греческим языком, считавшиеся в то время опасным новшеством, вызвали страх отца Мор Томас; молодой гуманист должен был сделаться адвокатом. Он не оставил, однако, прежних занятий и читал при большом стечении лучшей молодежи лекции об Августиновой "De civtаte Dei". В 1504 г. Мор Томас появился в качестве депутата в парламенте, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка; здесь Мор Томас выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего должен был удалиться в частную жизнь. Воцарение Генриха VIII (1509), дружившего еще в качестве принца с Мор Томас и другими гуманистами, открывало последним широкие надежды. Мор Томас был привлечен ко двору: в 1514 г. он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство. В эту пору (1516) вышло его знаменитейшее соч. "Утопия", где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. "Утопия" распадается на две части. Первая заключает в себе резкую сатиру на Англию Генриха VII, указывая на противоречие между развитием бедности и преступлений — с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда — с другой; здесь намечена и основная задача реформы — реорганизация общественного строя и воспитания. Во второй части изображается счастливая жизнь граждан фантастического острова "Утопии" на отдаленном западе. В "Утопии" при сохранении моногамической семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда. От государства Платона "Утопия" отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом. Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд — земледелие. Граждане-работники, разделенные на "фамилии", переходят группами поочередно из города в деревню и обратно; труд сведен на шестичасовую норму. Нравы отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны для всех. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. "Утопия" допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу. Священники, немногие числом, выбираются тайной подачей голосов; это — исключительное призвание для героических и возвышенных натур, окруженное необычайным почетом. При общем довольстве жители "Утопии" избегают по возможности войны или ведут ее через чужестранных наемников; но право войны остается жестоким. — Мор Томас, по-видимому, рано стал разочаровываться в короле. Он и его друзья огорчались, что Генрих VIII увлекается войной, вместо того чтобы отдаться делу просвещения. Тем не менее, Мор Томас продолжал возвышаться в милости короля: он был по желанию короля избран спикером палаты общин, исполнял важные дипломатические миссии. Начиная с 1525 г. король ищет общества Мор Томас, часто посылает за ним и сам нередко посещает Мор Томас в его доме в Челси, постоянно заводя с ним разговоры о науках и богословии. Мор Томас, не доверяя королю, неохотно поддавался на эти ласки и по возможности избегал двора. В 1523 г. Мор Томас, до тех пор пользовавшийся расположением всесильного кардинала Вольсея, вызвал его гнев, когда в качестве спикера стал во главе парламента, отклонившего денежные требования правителя. Но король оградил Мор Томас от преследований Вольсея, а после его падения, в 1529 г., сделал Мор Томас канцлером (это был первый случай замещения этой должности не прелатом и не представителем высшей аристократии). Мор Томас приобрел в этой должности необыкновенную популярность неподкупным и добросовестным судом, который он установил. Отрицательное отношение Мор Томас к разводу короля с первой женой заставило его в 1532 г. отказаться от канцлерства и службы вообще, вследствие чего он очутился в крайне стесненных материальных условиях. В 1 5 34 г. ему было предложено признать незаконность первого брака короля и законность наследственных прав детей от второй жены. Мор Томас согласился на второе, так как парламент мог изменить порядок наследования, но отказался от первого. За этот отказ он был посажен в тюрьму. Сначала заключение было не тяжкое; но положение Мор Томас ухудшилось, когда он отказался признать королевскую супрематию. Это повело к обвинению его в государственной измене. 6 июля 1535 г. Мор Томас был обезглавлен. Мор Томас был одним из самых горячих провозвестников нового просвещения в Англии. В своих сочинениях (ср. особенно epist. ad Dorpium) он настаивал на изучении греческого языка и напечатании греческого текста Библии. Но Мор Томас, как и Эразм, лишь с большей убежденностью, остался до конца дней на почве католической церкви. Его отталкивали догматизм и нетерпимость протестантов; он не хотел в них видеть представителей реформы. Приверженность к старой церкви поставила его под конец в противоречие с началами веротерпимости, проведенными в "Утопии". В качестве канцлера Мор Томас встретился с сильным сектантством в Англии; проповедники реформы при нем наказывались, как мятежники: их сажали в тюрьму, а епископам Мор Томас не мешал присуждать их к смерти. Из иностранцев, посещавших Мор Томас, с ним особенно сблизился художник Гольбейн, оставивший прекрасные портреты Мор Томас и описание его домашней жизни. Католическая церковь впоследствии старалась представить Мор Томас мучеником за веру; Папа Лев ХIII в 1886 г. включил Мор Томас в число блаженных. Сочинения Мор Томас вышли: английские — в 1530 г., в Лондоне, латинские — в 1563 г., в Базеле. Кроме названных, между ними выделяются собрание латинск. эпиграмм и биографии йоркских королей XV в. "Утопия" первым изданием вышла в 1516 г. в Лувене, под заглавием "Libellus aureus nec minus salutans quam festivus de optimo reipub licae statu de que nova insula Utopia". Биографии Мор Томас: первая, составляющая главный источник сведений о нем, принадлежит зятю Мор Томас, Roper'y (по-англ. 1551, по-дат. 1558, много раз переиздавалась); за ним последовал Stapleton (1588). Новые: Rudhart, "Th. Morus" (Нюрнберг, 1829); Baumstark, "Th. Morus" (Фрейб., 1879); Walter, "Th. Morus et son é poque" (Тур, 1868); Bridgett, "Th. More" (Лонд., 1883). Об "Утопии" см. Kautzky, "Th. More und seine Utopie" (Штутг., 1888); Kiemw ä chter, "Die Staatsromane" (Вена, 1891); R. v. Mohl, "Gesch. u. Litter, d. Staatswissenschaften", отд. "Die Staatsromane" (Эрланген, 1855); Roscher, "Zur Gesch. d. engl. Volkswirthschaftslehre im XVI u. XVII J.", в "Abhandlungen d. kgl. S ächs. Ges. d. Wissenschaften" (т. III, 1857); Р. Виппер, "Утопия Мора" ("Мир Божий", 1896, март).

Р. Виппер.

Смотрии так же...