Монархомахи

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Монархомахи (собственно "борцы против монархии") — название, применяемое в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и тираноубийство во имя естественного права или во имя интересов церкви. В более тесном научном смысле этот термин охватывает лишь публицистов и политических теоретиков второй половины XVI в., выступавших в эпоху религиозных войн во Франции, Нидерландах, Испании, Германии, Шотландии против притязаний абсолютной монархии. В этом смысле термин Монархомахи, возникший в ученой среде, впервые встречается в сочинении монархиста Барклая (Barclay — шотландец, живший во Франции), вышедшем в 1600 г. под загл.: "De regno et regali potestate adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos monarchomachos libri sex". Общая черта соединенных здесь в одну группу публицистов протестантского и католического лагеря (в последнем особенно выделяются иезуиты) заключается в том, что, действуя под влиянием возродившейся в XVI в. теократической идеи, они стремятся поставить религиозные требования выше всякого политического закона и власти. В своих попытках отыскать опору против верховной светской власти Монархомахи приходили к поддержке старых сословных и корпоративных прав и привилегий, к защите земских чинов, представительных собраний, провинциальных и городских вольностей и т. д.; в учреждениях такого рода они видели как бы охрану народа от произвола государя (эта идея еще раньше развита кальвинизмом). По мере усиления борьбы под учреждения и формы, которые должны были гарантировать свободу и права подданных, Монархомахи стали подставлять принцип народного верховенства, идею неотъемлемых прав народа, вытекающих из первоначального договора. Отсюда одни приходили к требованию аристократической, другие (преимущественно католики) — демократической конституции; третьи останавливались на идеале федеративного государства. Все они с большей или меньшей горячностью призывали к искоренению всякими средствами нечестивого и беззаконного тирана, идущего против Божьей воли и против охраняемых Богом прав народа. Главное поле полемической деятельности Монархомахи — Франция в 70-х и 80-х гг. XVI в., когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия, гугеноты, лигёры. Наиболее видное место среди Монархомахи занимают: французские кальвинисты — Готман (см.), главное произведение которого, "Franco-Gallia" (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования, и скрытый под псевдонимом Junius Brutus (может быть, Дюплесси-Морне) автор трактата "Vindiciae contra tyrannos" (около 1577); далее испанский иезуит Мариана (см.), француз-лигёр Буше (см.), шотландец Букэнэн (см.), иезуит Суарэз и немецкий публицист Альтузий. Монархомахи являются важными предшественниками теоретиков естественного права и конституционалистов XVII и XVIII в. Об учениях Монархомахи в связи с общим развитием политической мысли и современным им политическим движением см. О. Gierke, "Joh. Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien" (Бресл., 1880, в "Untersuc h. z. deut. St. u. Rechtsgesch.", т. VII); Treumann, "Die Monarchomachen" (Лпц., 1895, в "St.- u. v ö lkerrechtliche Abh." 1). Теории франц. Монархомахи подробно изложены у Pohlenz'a, "Geschichte des franz ö sischen Calvinismus" (Гота, 1857—69, т. III), и в книге Weill, "Thé ories sur le pourvoir royal en France pendant les guerres de religion" (П., 1892). См. также статью об этих книгах в "Журн. Мин. нар. пр. за 1896 г.

Р. В.

Смотрии так же...