Множественное число

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МНА
МНЕ
МНИ
МНО

Множественное число (грамм.). — Грамматическая категория числа выработалась в языке постепенно, путем приурочения известных оттенков значения к известным внешним особенностям слова. Первично случайные, эти особенности стали мало-помалу необходимыми знаками известных (семасиологических) оттенков значения. Собственно говоря, Множественное число число вовсе не необходимо для выражения идеи множества: каждое множество может быть представлено как одно целое или одна единица. Существует ряд обозначений множества в единственном числе: тройка, пятерка, десяток, дюжина, сотня, тысяча и т. д. Так называемые собирательные имена также обозначают множество при помощи единственного числа: народ, дружина, дворянство и т. д. Понимание известного количества то как множества, то как единства зависит в значительной степени от субъективного настроения говорящего; нередко поэтому такое понимание является в противоречии с грамматической формой данного выражения (так называемые "согласования по смыслу" вроде нашего древнего "дружина рекоша", лат. pars saxa jactant и т. д.). Это противоречие мало-помалу сглаживается в языке таким образом, что собирательные, первично единственного числа, получают значение форм Множественное число числа или приурочиваются к другим, уже наличным формам Множественное число числа. Так, собирательные вроде ст.-слав. и др.-русск. братия, господа (ед. ч.) и т. д., согласовавшиеся с глаголом во Множественное число числе "по смыслу", дали начало нашим новым формам Множественное число числа вроде братья, сыновья, листья, господа, учителя и т. д. Точно так же ст.-фр. la gent превратилось в новофр. les gens, др.-верхненем. lieut, "народ" (наше люд), еще в др.-верхненемецком заменилось Множественное число числом liut (теперешнее Leute) и т. д. Таким же путем, как наше братья или господа, могли возникнуть и древние, унаследованные отдельными индоевроп. яз. из их общего праязыка формальные особенности Множественное число числа. Обратно, формы Множественное число числа получают нередко функции единственного числа, так как обозначенные ими части предмета представляются объединенными в одно целое. Так, лат. Множественное число числа litterae — "буквы, письмена" — в значении "письмо" дало начало итал. lettera (ед. ч.), франц. lettre; нем. Ostern, Pfingsten, Weihnachten (первично дат. Множественное число числа) понимаются теперь как формы единственного числа. На пути к превращению в подобные формы единственного числа находятся так называемые pluralia tantum вроде наших сани, ножницы, щипцы, грабли и т. д., Множественное число число которых имеет скорее формальный характер и не поддерживается внутренней, психологической необходимостью. Ср. также непоследовательности вроде похороны, крестины (Множественное число число) и т. д., но свадьба (ед. ч.); именины, но рожденье; святки, но масленая, масленица и т. д. Здесь мы имеем выражение аналогичных понятий то в Множественное число числе, то в единственном, иногда в зависимости от случайных формальных условий (напр. масленая согласовано с неделя и т. д.). В индоевропейских языках Множественное число число было выработано еще задолго до их выделения из общего индоевропейского праязыка. Уже в эту доисторическую эпоху оно выражало различные оттенки идеи множества: множество одинаковых предметов, несколько различных форм или явлений одного предмета или понятия или вообще нечто сложное, состоящее или кажущееся состоящим из нескольких частей, кусков (хотя бы и одинаковой формы) и т. д. Одно и то же понятие выражалось то во Множественное число числе, то в единственном, смотря по оттенку понятия. Дельбрюк ("Vergl. Syntax der indogermanischen Sprachen" I, 1893; 147 и сл.) устанавливает следующие категории Множественное число числа для общего индоевропейского праязыка: 1) понятия массы (молоко || молоки — семя рыб; ср. такую же разницу значений в лат. lac, lactes, литов. p énas, pé nai; ср. также слезы, слюни и т. п.); 2) части тела (встречаемые в природе всегда попарно или в большом числе): ср. лат. tonsillae (миндалевидные железы), санскр. gr îvâ s = затылок (собственно шейные позвонки), majj â nas = мозг (ср. наше народное мозги в отличие от книжного мозг), 3) утварь (сложного устройства): носилки, гусли, ясли, лат. scalae (лестница, почти всегда во Множественное число числе); понятия известного помещения, места: наше сени, лат. castra (всегда во Множественное число числе) = лагерь с его отделами, lapicidinae = каменоломня, лит. kapai = кладбище (ср. сев.-русское могилы в значении кладбища) и т. д.; 4) промежутки времени, праздники, сроки принятия пищи в течение дня: нем. Ostern, Pfingsiten, гр. Ολύμπια, наше святки, крестины, сутки, латыш. velykos (пасха), gavinios (пост), др.-русское обеды, вел.-русск. ужины и т. д.; 5) различные другие, более мелкие категории понятии. Так, темнота, представляемая как нечто двигающееся волнообразно, выражается во Множественное число числе: лат. tenebrae, рус. сумерки, потемки; болезни, особенно наружные, проявляющиеся в многочисленных пятнах или болячках, выражаются также Множественное число числом: ср. наше шолуди, парши, веснушки, нем. Masern, Pocken и т. д.; 6) отвлеченные имена, переходящие в конкретное значение: ср. русское на радостях, немецкое mit Freuden, русск. враки, пустяки и т. д. О Множественное число числе в русск. языке дал прекрасную монографию А. А. Потебня, "Филол. записки" (1888). О Множественное число числе вообще ср. также Paul, "Principien der Sprachgeschichte" (2 изд. Галле, 1886, гл. XV). Прочая литература указана у Дельбрюка.

С. Булич.

Смотрии так же...