Марш, род музыки (ит. — marcia, франц. — marche, от франц. marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Смотря по скорости движении, Марш получает разные названия. Церемониальный Марш, в 4/4 медленнее скорого Марш, который пишется в 2/4 или в 4/4 alla breve. Похоронный Марш имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. M. — один из главных элементов военной музыки. Похоронный Марш пишется в миноре, а трио в мажоре; другие Марш пишутся в мажоре. Форма Марш применяется не только в полковой музыке, но и во всякой другой. Она получила художественную обработку в операх, напр. Коронационный Марш в "Иоанне Лейденском" Мейербера, Марш в "Тангейзере" Вагнера, шествие в "Лоэнгрине", у Моцарта в "Волшебной флейте", Марш цыган в "Прециозе" Вебера, у Бетховена в "Фиделио", у Глинки Марш Черномора, у Серова в "Рогнеде", у Чайковского в "Орлеанской деве", у Рубинштейна в "Нероне". Кроме того, форма Марш встречается в симфониях, напр. в Военной симфонии Гайдна, Marcia funebre в Героической симфонии Бетховена, у Шопена, в сонатах Бетховена, в симфонии Шпора "Die Weihe der T ö ne", у Берлиоза Венгерский Марш в "Гибели Фауста", у Мендельсона Свадебный Марш в музыке "Сна в летнюю ночь". Существуют Марш и как самостоятельные симфонические произведении, напр. Коронационный Марш Чайковского, Kaiser-marsch, Huldigungsmarsch Вагнера. Из вокальных Марш особенно известна Марсельеза (см.). Marciale или Marziale — музыкальный термин, требующий исполнения в характере Марш
Н. С.