Мартынов, Александр Евстафевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Мартынов, Александр Евстафевич — знаменитый актер, родился 12 июля 1816 г.; отец его был управляющим у помещицы Сухозанет, по протекции которой Мартынов был принят в Театральное училище (1827). Вначале Мартынов был отдан на обучение известному балетмейстеру Дидло (см. соотв. статью). По выходе Дидло в отставку, Мартынов стал рисовать декорации и растирать краски. В 1831 г. ему случилось сыграть роль лакея в водевиле "Знакомые незнакомцы", на школьном спектакле; он заинтересовал своей игрой директора, который перевел его в драматический класс. Под руководством П. А. Каратыгина (см. соотв. статью), Мартынов с жаром принялся за изучение комических ролей, в 1832 г. дебютировал в водевиле "Филатка и Мирошка", а в 1835 г. был выпущен из Школы. В 1840 г. он блестяще сыграл заглавную роль в водевиле Ленского: "Лев Гурыч Синичкин"; Белинский обратил на него внимание. На 609 рублей ассигнациями Мартынов приходилось содержать себя и семью; ему случалось, за недостатком свечей, изучать роли при свете Луны. В 40-х гг. Мартынов стал получать серьезные комические роли. Он играл Бобчинского и Хлестакова в "Ревизоре", Подколесина в "Женитьбе", Ихарева в "Игроках" Гоголя, Бартоло в "Севильском цирюльнике", Загорецкого в "Горе от ума", могильщика в "Гамлете", Гарпогона, Журдена, Сганареля и Жеронта в мольеровских пьесах, проявляя порой сильный драматизм, среди неподражаемо-тонкого и веселого юмора. Эта специфически-мартыновская особенность игры могла вполне развиться лишь в 50-х гг., благодаря пьесам Островского, Потехина, Писемского и др. Первая роль, благодарная для этого "драматического комика", была роль Михайлы в пьесе Потехина "Чужое добро впрок нейдет" (18 5 5 г.); другой подобной же ролью была роль Боярышникова в пьесе Чернышева: "Не в деньгах счастье" (1859). В этот период лучшими ролями Мартынов были: Дурнопечин ("Ипохондрик", Писемского), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Фамусов, Бальзамиинов ("Праздничный сон до обеда", Островского), Калибан ("Буря", Шекспира), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения"). Мартынов стал любимцем публики; материальное положение его улучшилось; между тем, здоровье его расстраивалось: развивалась чахотка. Летом 1858 и 1859 г. Мартынов ездил за границу, но безуспешно. Он, однако, продолжал играть и создал два крупных драматических типа: Тихона Кабанова, в "Грозе" Островского, и Трубина, в драме Чернышева "Отец семейства". Весной 1860 г. Мартынов отправился в Крым, с Островским, но по дороге давал спектакли и окончательно измучился; умер на обратном пути в Петербург, в Харькове, 16 августа 1860 г. Тело его было торжественно встречено в Москве и 13 сентября, при небывалом стечении народа, погребено в Петербурге, на Смоленском кладбище. Как человек, Мартынов отличался редкой скромностью и отсутствием самомнения.

См. некролог И. И. Панаева ("Литературные воспоминания", СПб., 1888) и биографию Мартынов в приложении к биографии Щепкина, А. А. Ярцева (в "Биографической библиотеке", изд. Ф. Павленкова).

Вс. Ч.

Смотрии так же...