Марониты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Марониты (по-сир. М ô рун ô й ê, по-ар. Мев â рине или М â руниййин) — христ. секта в Сирии. Ее происхождение и первоначальная история неясны; сообщения самих Марониты возбуждают сомнения. Наиболее ранние сведения (начала VIII в.) показывают, что Марониты были моноведиты (см.). Имя свое они получили от монастыря св. Марона, одного из главных монастырей Сирии VI в. (у истока Оронта): сюда удалились монофелиты, изгнанные Анастасием II, и избрали своим главой монаха Иоанна. Марониты (см. Assemani, "Bibl. Orient. Vatic.", Рим, 1719, т. I, стр. 496 и сл.) много рассказывают об этом Иоанне Маронийском: он был патриархом антиохийским, обратил весь Ливан в христианство и умер в 707 г. Тот Иоанн Маронийский, о котором говорит Бар-Гебреус (Абуль Фарадж) в "Chron. Eccles.", I, 463, относя его к Х в., был, по-видимому, монофизит (см.). Из многих мест церковных маронитских книг видно, что некогда между ними было распространено и монофелитское, и монофизитское учение. Теперь Марониты стараются такие места или исключать, или объяснять в католич. смысле. Вообще современные маронитские писатели, воспитываясь обыкновенно в Риме (хотя есть их школы и в Сирии), обнаруживают стремление доказать исторически, будто их церковь искони была римско-католической и отступала от нее только в обрядах. Однако, исторические указания (Вильгельм Тирский) прямо свидетельствуют, что только в 1182 г. маронитский патриарх, с несколькими епископами, отрекся от прежних учений и соединился с римской церковью. В 1736 г. Марониты приняли постановления триентского собора, но Риму пришлось потратить еще много усилий и денег, пока Марониты действительно сблизились с ним. В последнее время они признают главенство папы (патриарх каждые 10 лет дает ему отчет), признают filioque, причащаются под одним видом, держатся римско-католического календаря и римско-католических постов, но сохраняют некоторые свои особенности; напр. у них белое духовенство (которое пользуется огромным влиянием) обязательно вступает в брак, язык литургии — сирийский (мало понятный даже священникам, так как обиходный язык Марониты — арабский). Маронитский патриарх титулуется антиохийским, но живет в обители Каннубин на Ливане; епископских кафедр 9. В 1584 г. папа Григорий XIII основал для воспитания маронитских священников Маронитскую коллегию в Риме. Из нее вышло несколько очень известных ученых, напр. грамматист Георгий Амира ("Grammatic a Syriaca", Рим, 1596), Гавриил Сиенит, проф. сирийского и арабского языка в Парижской акад. (перевод Псалтыри с сирийского яз. на лат., П., 1625, араб. философ. трактат, П., 1628), Авраам Эккелийский ("Gramm. Syr.", Рим, 1628; "Semita sapientiae", с араб., П., 1646; "Catalogus librorum Cbaldaeorum", Рим, 1653), Иoc. Симон Ассемани ("Biblioteca orienlalis", Рим, 1719 и сл. — многотомное ученое описание рукописей Ватиканской библ.; нем. перев. исторической части "Asseman's Nachrichten von syrischen Schriftst e llern", Эрланг., 1776), Стеф. Эводий Ассемани (вместе с Иосифом Симоном продолжал описание рукопис. Вватик. библ., 1756 и сл., а самостоятельно издал в 1742 г. два тома "Опис. вост. рукоп. Медицейской библ."; "Acta sanctorum martyrum orientalium", по-халд. и лат., Рим, 1748; франц. перевод П., 1852), Иосиф Алоизий Ассемани ("Missale Alexandrinum St. Marci", Рим, 1754). В общем, однако, Марониты в Сирии очень мало усвоили себе европейскую культуру. Их история доказывает их воинственность: они упорно защищали свою независимость от покушений вост. римск. имп., во время крестовых походов были полезными помощниками для крестоносцев, при мусульманах пользовались очень большой внутренней свободой, платя только дань триполийскому паше, и храбро воевали с друзами (см.). Когда княжеский дом Шигабитов, утвердившийся в Сирии в 1713 г., оставил ислам и перешел в маронитство, Марониты почти лишили друзов их влияния на Ливане, но опять пали в 1840 г. В 1860 г. турецкое правительство, в союзе с друзами, произвело ужаснейшую резню среди Марониты, прекращенную только вмешательством Европы. Число Марониты после того сильно уменьшилось. По английским статистическим сведениям 1875 г., на 220504 жит. Ливана приходилось 135736 Марониты У маронитов есть более 8000 монахов и монахинь (гадательно насчитывают даже 2 5 тыс.); устав их — св. Антония. Монастырям принадлежат обширные земли, изъятые от всяких податей и обрабатываемые самими монахами. И духовные, и светские Марониты очень трудолюбивы (главное занятие — шелководство) и живут зажиточно, хотя и скромно. Их хвалят за гостеприимство, но упрекают за крайнюю мстительность (родовая месть).

См. Le Quien, "Oriens Christianus" (III, 1—100); R. Simon, "Voyage du mont Lebanon" (Пар., 1685, перевод отчета Дандини о миссии 1596 г.); Natron, "De origine Maronitarum" (Рим, 1679); Schnurrer, "De ecclesia Maronitica" (Галле, 1810—1811). На русском языке можно найти о Марониты ряд мелких статей и заметок, которые перечислены у В. Хитрово, "Палестина и Синай" (СПб., 1876), и С. Пономарева, "Иерусалим и Палестина в русской литературе и т. д. " (СПб., 1877, "Сборн. Акад. Наук.", т. 17).

А. Крымский.

Смотрии так же...