Марини, Джанбаттиста

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Марини, Джанбаттиста вернее Марино (Gianbattista Marino) — знаменитый итальянский поэт (1569-1625), родом из Неаполя. Изгнанный из отцовского дома за то, что не соглашался посвятить себя судейской карьере, он вскоре должен был покинуть и Неаполь, вследствие любовного приключения, наделавшего шуму. В Риме он нашел горячего покровителя, кардинала Пьетро Альдобрандини, и издал несколько сборников стихотворений: "Rime amorose varie" (1602), проявив большую виртуозность стиха. Марини скоро сделался главой особой школы. Остроумным манерным сонетам Марини стали давать предпочтение пред грациозным изяществом Петрарки; кокетливая изломанность изысканных выражений казалась чуть ли не откровением, по сравнению с тонкостью Пьетро Бембо. В свите кардинала Альдобрандини Марини отправился в Савойю и здесь, за сочиненный в честь герцога панегирик "Il ritratto", возведен в должность герцогского секретаря. Успех этот восстановил против Марини другого герцогского секретаря, Гаспара Муртола; в отмщение последнему за его наветы Марини сочинил "Муртолеиду", сборник сонетов, где остроумно осмеял своего врага. Муртола пытался отвечать "Маринеидой", в таком же духе, но оружие это оказалось ему не под силу, и мстительный савоец, подстерегши Марини, выстрелил в него из пистолета - тоже без успеха. Брошенный в тюрьму, Муртола получил освобождение лишь благодаря хлопотам за него Марини, но не успокоился и, добыв давнишнюю поэму Марини "Cuccagna", где по адресу герцога савойского было помещено несколько насмешек, представил ее Карлу-Эммануилу как новинку, а тот, разгневавшись на Марини, подверг его строжайшему заточению. Лишь благодаря усиленным ходатайствам Марини получил свободу и принял приглашение Маргариты Валуа прибыть во Францию, где после ее смерти нашел покровительницу в лице Марии Медичи, второй жены Генриха IV. Марини сблизился с тогдашними корифеями франц. литературы — Вуатюром, Скюдери, Бальзаком — и завоевал себе почетнейшую известность среди знати. На весь Париж прославились мелкие baci ("Поцелуи"), сочинявшиеся Марини в подражание латинским анакреонтическим стихотворениям Жана Секонда и Бонненфона — безделушки весьма бойкие, где чувственность и смелость выражений приправлялась платонизмом, ради успокоения скромности почитательниц поэта. Эти "Пустячки" оплачивались на вес золота; на мадригалы и каламбуры Марини отбоя не было от покупателей. Поэтическое жонглерство не только доставило Марини крупные деньги, но упрочило литературную его репутацию. В Париже ни за одним князем, герцогом и пэром не ухаживали так, как за неаполитанским поставщиком острот и baci. Королева, встречая на улице Марини, останавливала карету, чтобы лишний раз насладиться его беседой. В Париже Марини докончил произведение наиболее прославившееся у современников — поэму "Adone". Она посвящена мифу об Адонисе, заключает в себе 45000 стихов и объединяет под одним названием много мелких эпопей: "La Fortuna", "Il Palagio d'amore", "L'Innamoramento", "La Novelletta" и т. д., с самостоятельными сюжетами. Здесь еще более, чем в мелких "Rime", заметны аффектированность слога, игра словами, натянутость метафор и деланность описаний. Но именно эти недостатки Марини принимались его поклонниками за неоспоримые красоты; только позднее его стали считать извратителем вкуса у итальянцев (Акад. аркад была основана именно для противодействия маринизму). В 1623 г. Марини вернулся в Италию. Путешествие его оказалось сплошным триумфальным шествием; в Рим он въехал при звоне колоколов и громе пушек, ему предложена была грамота на дворянство, а когда Марини отклонил эту почесть, Академия dei Umoristi увенчала его званием князя поэтов. Так же торжественно он был встречен и в Неаполе; вообще он удостоился при жизни такого восторженного поклонения, какое не выпадало даже на долю Петрарки. Когда он умер, Неаполь почтил его пышными похоронами; в честь усопшего была выбита медаль; знаменитейшие писатели эпохи — Лоренцо Крассо, Гиллини, Эритреус, Байакка — старались увековечить его память; соч. его издавались и переиздавались, равно как и его переписка (Lettere gravi, argute, facete, et piacevoli, con diverze poesie; первое изд., Венеция, 16 2 7). В среде итальянских монахов на Марини и теперь продолжают смотреть как на великого поэта. Фрерон и герцог д'Эстутвилль издали, в подражание VIII песен "Adone", "Les Vrais plaisirs ou les Amours de V é nus et d'Adonis" (Амстердам, 1755), a Гэнгэнэ вознамерился сократить "Адониса" до пяти песен и наполовину выполнил свой план. Сам Руссо некоторые страницы "Новой Элоизы" разукрасил цитатами из Марини Некоторые истинные перлы поэзии, попадающиеся среди мелких стихотворений Марини, и поныне знает наизусть всякий образованный итальянец. Выбранные сочинения Марини переизданы в 1862 г., в Неаполе.

Литература. Loredano, "Vita dl M." (Венеция, 1633); Ferrari, "V. d. M." (Венеция, 1633); Pacichelii, "V. d. M." (Рим, 1670); Poppe, "V. d. M." (Галле, 1771); Ph. Chasles, в "Revue des deux Mondes" (от 15 августа 1840) и в "Etudes sur l'Espagne et l'Italie" (1847); Le F évre Deumier, "Etudes biogr. et littéraires de quelques célébrités etrangé res" (П., 1853); F. T. Perrens, "Histoire de la litt é rature italienne" (П., 1867).

В. Ш.

Смотрии так же...