МанцониЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Манцони (Александр граф Manzoni) — знаменитый итальянский поэт и романист (1784-1873). По матери доводился внуком Беккарии. По окончании курса наук в Павийском унив., Манцони отправился в Париж, где имя деда открыло ему доступ в кружок идеологов — Дестю де Траси, Фориеля, Тара, Вольне. Особенно Манцони сблизился с Фориелем и посвятил ему впоследствии свою трагедию "Граф де Карманьола". Впервые Манцони выступил на литературное поприще с элегией, написанной в память друга его семейства: "In morte di Carlo Imbonati" (1806). Среди довольно холодных стихов (подражание древним классикам) в этой элегии славится трехстишие: Non far tregua coi vili; il santo vero Mai non tradir; nè proferir mai verbo Che plauda al vizio, о lа virt ù dérida. (никогда не примиряться с низостью, никогда не изменять истине, никогда ни единым словом не поощрять порока и не осмеивать добродетели). Это трехстишие стало как бы программой, которой поэт следовал в течение своей долгой и славной жизни. Вернувшись в Милан, Манцони издал (1809) поэму "Уранию", на мифологический сюжет, довольно посредственную и слащавую, на которую сам впоследствии смотрел, как на грех молодости. Несмотря на ранние порывы к свободомыслию, Манцони был склонен восторгаться поэтическими католическими сказаниями, а вскоре, под влиянием жены, сделался ревностным приверженцем католицизма. Его "Inni Sacri" (Милан, 1810) посвящены важнейшим католическим таинствам и праздникам; разрывая с прежде излюбленными языческими формами, Манцони всецело отдается здесь преобладающему в нем всегда лиризму. В то время в Италии только что зарождался романтизм. Манцони захотел пойти далее робких попыток Сильвио Пеллико и Уго Фосколо; сочиненная им трагедия "Граф Карманьола" (1820), навеянная гётевским "Гетцем фон Берлихинген", возбудила против автора сильнейшее негодование всех врагов новой школы. На нападки критиков Манцони отвечал письмом по-французски ("Su r l'unité de temps et de lieu") и новой трагедией: "Adelchi" (1823). В обоих этих произведениях Манцони, независимо от того ложного, что вообще представляет собой романтизм, погрешает холодностью, мешающей ему найти должное выражение страсти и ужасу, слишком медленным развитием действия и введением побочных эпизодов, совершенно излишних. Обе трагедии, однако, были одобрены Гёте и встречены сочувственно в Италии, главным образом потому, что образность слога представляла собой счастливое новшество по сравнению с сухостью Альфиери, а также и потому, что Манцони сделал в них смелую попытку вывести героями итальянцев, поборников национального дела. В следующем году, по случаю смерти Наполеона, Манцони напечатал оду: "Il Cinque Maggio", одно из лучших произведений лирики той эпохи. В 1827 г. Манцони выпускает плод многолетних своих трудов, классическое произведение итальянской литературы — роман "I promessi sposi, storia milanese del secolo XVII" (русский пер. — "Обрученные", 1884). В этом романе, посвященном описанию сельских нравов Ломбардии, автор рассказывает трогательную любовную историю, несколько идеализируя итальянское общество XVII в.; действующие лица выступают живо и самобытно; язык романа представляет собой гармоническое сочетание иронии с величавостью и добродушного тона с истинным красноречием. В 1842 г. к новому изданию "Обрученных" Манцони присоединил "Storia della colonna infama", где нарисована поражающая картина жестоких и ничем не оправдываемых казней, вызванных народными суевериями во время чумы 1630 г. Из других соч. Манцони выдаются еще "Sulla morale cattolica" (1834), по поводу истории итальянских республик Сисмонди, и "Речь об истории Ломбардии". Затрагивая великие социальные вопросы, Манцони проявляет здесь взгляды, достойные внука Беккарии. В итальянский язык Манцони влил новые элементы юности и изящества, благодаря счастливым заимствованиям из многочисленных местных итальянских диалектов. Перенеся ряд тяжелых семейных утрат, схоронив жену и четырех детей, Манцони долго вел уединенную жизнь на берегу Лаго Маджоре. Неизменный в своих убеждениях, он во время австрийского владычества не переставал принадлежать к либеральной партии и, несомненно, повлиял на сочинения Джоберти, Росмини, Карло Тройа и своего зятя, Массимо д'Aзeлио, способствовавшие национальному движению 1847 г. Отказавшись принять от австрийского правительства звание члена ломбардо-венецианского правительства, Манцони, после освобождения Италии, был возведен в сенаторы (1860). Последние 10 лет своей жизни он занимался преимущественно вопросом объединения Италии в отношении языка и в ряде изданных им этюдов решительно высказался за преобладание тосканского диалекта. Посмертное его сочинение посвящено размышлениям о французской республике. Смерть Манцони произвела на соотечественников огромное впечатление; в Милане ему были устроены торжественные похороны. Классическое издание сочинений Манцони принадлежит Томмасео (Флор., 1828-29 и Париж, 1843). См. Fenini, "M. e Guerrazzi" (Милан, 1875); De Gubernatis, "A. Манцони" (Флор., 1879); C-te Stampa, "Al. M. sua famiglia i suoi amici" (Мил., 1885); Sauer, "A. M." (Прага, 1872); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains" (т. II); Didier, "M.", в "Revue des deux Mondes" (1 сент. 1834); F. T. Perrens, "L' é cole de M." (т. же, 15 нояб. 1854); M. Monnier, "M., sa vie et ses oeuvres" (там же, 15 июля 1873); Vismar, "Bibliografia Manzoniana" (Мил., 1875). "Граф Карманьола" издан на русском яз. (СПб., 1888). См. О. Чижов, "Мнение Гёте о Манцони" ("Современник", т. 44, 1846); Колосов, "Александр Манцони" ("Русская Мысль", 1884, авг. и сентябрь). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|