Мадач

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЩ
МАЮ
МАЯ

Мадач Эмерих (Mad á ch) — выдающийся венгерский поэт (1823-64), сын магната; полная фамилия его — Мадач-Стжегова и Кис-Келечени. В начале 50-х гг. сидел в тюрьме по политическому делу; в 1860 г. был избран депутатом в венг. сейм. В 1840 г. Мадач издал лирический сборник "Lantvirŕrok", за которым последовал целый ряд лирических стихотворений и критических этюдов, пародия в стихах "A civiliz á tor" и драмы "J ó név és erény", "Commodus", "Maria kir ŕ lynö", "Csák vegnapjai", "Férfi és nö ". Лучшее произведение M., "Az еmbег trag édi ŕja" ("Человеческая трагедия") — вышло в 1861 г.; в связи с нею написаны трагедия "M ó zes" и юмористический отрывок "T ünderá lom". "Человеческая трагедия" посвящена изображению судеб человечества, символизированного прародительской парой, Адамом и Евой. Люцифер, недовольный мирозданием и желающий поселить в сердце Адама пессимистическое равнодушие к жизни, наводит на него сон, из которого тот должен познать, что вся историческая жизнь человечества есть лишь "суета сует и томление духа". В образе фараона, строящего пирамиду, как вечный памятник своему тщеславию, Адам знает суету деспотического величия, в образе Мильтиада, осужденного неблагодарным народом — суету народовластия, в виде римского кутилы времен упадка — суету распутства, в виде крестоносца Танкреда — суету аскетического отречения, в виде Кеплера — суету полузнания, скованного сентиментальными предрассудками, в образе Дантона — суету веры в систему, лишенную человечности, в виде работника второй половины XIX в. — суету культуры, основанной на классовой борьбе, в виде обитателя фаланстера — суету культуры, основанной на полном обезличивании классов и индивидуальностей. Наконец, поднявшись с Люцифером в надзвездные пространства и испугавшийся бесконечности, Адам познает суету высшего идеализма, а увидев последнего человека на замерзающей земле, эскимоса, хлопочущего лишь о поддержании своего бренного тела, — суету грубого материализма. Он собирается по пробуждении покончить с собою, но известие о том, что Ева чувствует себя матерью, наполняет его сердце жизнерадостностью и надеждой, и он остается жить, исполняя завет Бога, заканчивающего трагедию словами: "борись и верь!". План Люцифера не удался: Адам постиг умом, но не восчувствовал сердцем "человеческую трагедию", состоящую в том, что человечество вечно бьется, как рыба об лед, между крайностями идеализма и материализма. Примирительным звеном между Адамом и жизнью является в трагедии Ева, верная и вечная его подруга. Мужественный и жизнерадостный Адам, кроткая Ева, неукротимо-злобный Люцифер — все эти типы обрисованы в трагедии Мадач меткими и сильными чертами. Символика ясна и прозрачна, в поэме много крылатых слов и глубоких мыслей, и не без основания ее сравнивают с "Фаустом" Гете. Несомненно, однако, и коренное различие между обоими произведениями: "Фауст" Гете — натура созерцательная, а не действующая, и моменты своего развития переживает сам в себе, тогда как Адам Мадач — натура деятельная, осуществляющая свои идеалы во внешнем мире. Отражая борьбу пессимистической мысли с оптимистическим чувством, "Человеческая трагедия" указывает на разлад материи и мирового духа в мировом бытии как на источник душевного разлада в человеке. Соч. Мадач изданы в Будапеште (1880). В обработке Paulay (1883) "Человеческая трагедия", поставленная впервые на сцене национального театра в 1883 г., стала одной из любимейших пьес серьезного репертуара в Венгрии (обработка эта переведена в 1886 г. на немецкий язык Фишером). "Человеческую трагедию" перевели на немецкий язык Dietze (1865), Siebenlist (1885), Sponer (1887), Lechner von der Lech (в издании "Universal-Bibliothek" Реклама). Этюд о Мадач написал Александр Фишер (журнал "Auf der H ö ne", август 1885). См. статью И. Мадач Болдакова в "Рус. обозрении" (1893, № 7).

Вс. Ч.

Смотрии так же...