Лэресс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЭВ
ЛЭД
ЛЭЙ
ЛЭМ
ЛЭН
ЛЭР

Лэресс (Герард de Lairesse, 1641-1711) — голландский живописец и гравер, которого художественной деятельностью начался упадок национальной голландской школы (см.). Ученик своего отца, незначительного художника, и Б. Флемалле, образовался отчасти в Италии, но преимущественно во Франции под влиянием произведений Пуссена и еще более — Лебрена. Из Франции он перенес искусственно-благородный стиль в голландскую школу, славившуюся дотоле натурализмом. Лэресс писал исторические, библейские и более всего мифологические и аллегорические картины; он примешивал мифологию и к истории, наподобие того, как это делал Лебрен во Франции. Его греки и римляне, однако, не переносят зрителя в древний мир, хотя Лэресс был знающий археолог и вообще близко знал древний мир. В композиции Лэресс выказал много знания и вкуса, кисть его свободна и уверенна, но он не мог сообщить жизненности и воодушевления героям древности. Рисунок его достаточно правилен, но выражение действий и страстей искусственно и условно; вдобавок колорит его большей частью тусклый и тяжелый. В свое время Лэресс пользовался большой известностью и сильно повлиял на дальнейшее направление голландской живописи. Потеряв зрение в 50-летнем возрасте, он поучал художников словом: его советы и правила записывались, и таким образом составилась книга, служившая руководством и следующему поколению художников. Успех Лэресс объясняется отчасти также стремлением его современников перенести к себе вкусы царствования Людовика XIV во Франции. В особенности Лэресс был ценим своими богатыми соотечественниками за его декоративный талант: он расписал много плафонов. Из его картин 4 находятся в Лувре ("Установление таинства причащения", "Геркулес между пороком и добродетелью" и др.). Эрмитаж владеет картиной Лэресс "Жертвоприношение" (665 каталога). Можно назвать еще: "Мудрость Иисуса-Отрока", "Пир Клеопатры", "Париса и Елену", "Смерть Сенеки". Произведения Лэресс сохраняются в музеях общественных и частных (в амстердамском — шесть) и в некоторых церквях (в церквях св. Урсулы в Литтихе и Аахене). Станковых картин он оставил немного. Лэресс исполнил много гравюр с своих произведений, весьма свободно и с большей силой светотени; такова, например, "Пир Клеопатры".

Ф. П.

Смотрии так же...