Кулисса*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЖ
КУЗ
КУИ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Кулисса* — элемент машины или механизма, снабженный прорезом, которым направляется движение другой части механизма. Кулисса* имеют большое значение как приборы для перемены хода паровых машин, а в особенности паровозов. Кроме того, Кулисса* достигается возможность изменения отсечки пара, т. е. изменения величины впуска пара в цилиндр, для работы его расширением. На фиг. 1 и 2 изображена самая распространенная Кулисса*, примененная впервые Робертом Стефенсоном, состоящая из бруска сс' с вырезом посередине, в котором движется кулиссный камень а.

Фиг. 1 и 2.

По концам своим Кулисса*, обращенная выпуклой стороной к паровому цилиндру, имеет ушки, которыми она, помощью валков, соединяется с тягами b и b', идущими — первая от эксцентрика переднего хода d, а вторая от эксцентрика заднего хода d'; оба эксцентрика сидят на движущей оси паровоза и, при посредстве Кулисса* и тяги l, соединенной с золотниковым стержнем t, приводят в движение золотник, управляющий впуском пара в цилиндр. Кулисса* подвешена помощью двух тяг ее' к плечу переводного вала Кулисса* и при его вращении поднимается и опускается, так что камень может занимать различные положения в прорезе Кулисса* Переводный вал приводится во вращение из будки машиниста посредством длинной тяги gf и переводного рычага, вращающегося около неподвижной оси q. Помощью язычка с собачкой z, западающей в зубья дуги ph', рычаг может быть установлен в любом требуемом положении. Противовес w уравновешивает тяжесть Кулисса* Ясно, что движением золотника управляет преимущественно эксцентрик переднего или заднего хода, смотря по тому, к какому из концов Кулисса* ближе придвинут кулиссный камень. При переводе рычага перемены хода паровоза ближе к середине — ход золотника уменьшается, так что при положении рычага на середине, т. е. при положении камня также на середине Кулисса*, золотник так мало передвигается, что, при значительных наружных напусках, он совершенно не открывает паровпускных окон. При описанном устройстве, т. е. когда тяга от эксцентрика переднего хода паровоза соединена с верхним концом Кулисса*, а от эксцентрика заднего хода с нижним ее концом, прибор называется Кулисса* с открытыми тягами. Употребляются также кулисы с перекрещивающимися тягами, верхний конец которых соединен с эксцентриком заднего хода, а нижний с эксцентриком переднего хода. В Кулисса* Гуча (фиг. 3) переводится рычагом не сама Кулисса*, а камень; поэтому в ней к плечу переводного вала подвешена золотниковая тяга l, а Кулисса*, обращенная к цилиндру выгнутой стороной, подвешивается помощью тяг hh' к раме паровоза.

Фиг. 3.

Поэтому при вращении вала Кулисса* совершенно не передвигается, а только камень в ней опускается или поднимается Кулисса* Аллана (фиг. 4) совершенно прямая; она подвешена помощью двух тяг ее' к плечу переводного вала, но вместе с тем к тому же валу помощью двух тяг e"e''' подвешена и золотниковая тяга l, соединенная с камнем Кулисса* так, что при вращении переводного вала передвигаются и Кулисса*, и камень, а именно: если Кулисса* поднимается, то камень опускается, и наоборот.

Фиг. 4.

В Кулисса* системы Джоя парораспределительный механизм вовсе не имеет эксцентриков и эксцентриковых тяг, а кулиссный камень приводится в движение при помощи системы рычагов, соединенных с шатуном паровоза. В Кулисса* Гейзингера ф. Вальдегг для передвижения золотника точно так же утилизируется ход движущего шатуна, причем имеется всего один эксцентрик. Сравнительно реже применяются Кулисса* систем Финка, Клюга (в Англии приписывается Маршаллю), Брауна и Энгстрема . Кулисса* этих последних систем называются в Англии радиальными. При введении Кулисса* Стефенсон имел в виду пользоваться лишь крайними положениями камня, для возможности движения машины в одну и другую сторону, но вскоре обнаружилось, что промежуточные положения представляют большие выгоды во многих случаях, давая возможность сократить впуск пара в цилиндры и таким образом утилизировать вполне силу расширения пара, сберегая топливо. При среднем положении камня в Кулисса* влияние обоих эксцентриков на передвижение золотника почти взаимно уничтожается. Когда переводный рычаг закреплен в этом положении, то говорят, что он стоит на мертвой точке (см.).

А. Таненбаум.

Смотрии так же...