Кудрявцев Виктор Дмитриевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЖ
КУЗ
КУИ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Кудрявцев Виктор Дмитриевич (1828-1892) — русский философ. Происходя из духовного звания, он окончил курс в московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии; преподавал логику и историю философии покойному Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. п.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской системы, особенно философию религии и теорию познания. Сочинения Кудрявцев Виктор Дмитриевич изданы братством пр. Сергия (Сергиев посад, 1892-1894). О Кудрявцев Виктор Дмитриевич см. статьи Алексея Введенского, предпосланные первому тому сочинений Кудрявцев Виктор Дмитриевич и вышедшие затем отдельной брошюрой: "О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова" (Сергиев пос., 1893). Подробные биографические сведения дает сослуживец Кудрявцев Виктор Дмитриевич, проф. И. Н. Корсунский в том же первом томе. Более обстоятельные библиографические указания можно найти у Я. Колубовского, в "Вопр. философии и психол.", 1890, кн. 4, и в "Философском ежегоднике" за 1893 г., под словами Алексей Введенский и Кудрявцев. Философия для Кудрявцев Виктор Дмитриевич есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и проявлении в бытии феноменальном. Она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов и озарить их идеальным светом. Для философии требуется метод общенаучный, представляющий соединение синтеза и анализа. Все, не исключая и скептиков, признают существующими мир духовный, мир физический и абсолютно-совершенное существо, совмещающее в себе полноту бытия и знания. Если свести эти коренные истины к единству, к истине первоначальной и основной, то такой истиной следует признать бытие существа абсолютного. Идея всесовершенного существа напечатлена в нас самим объектом этой идеи. Духовная и материальная стороны бытия так тесно связаны, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два противоположные начала. До сих пор объединяющего начала искали в самом же мировом бытии, в какой-либо из сторон его — духовной (идеализм) или материальной (материализм), причем всегда приходилось жертвовать одной стороной бытия в пользу другой. Остается предположить такое объединяющее начало вне мира. Таким образом, вместо монизма субстанциального, лежащего в основе материализма и идеализма, получится монизм трансцендентальный, в котором объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и дуализм материи и духа получает подчиненное значение. Наше знание не есть субъективный продукт нашего творчества, но выражение в нашем духе самой природы, ее различных свойств и сторон. Поэтому должно быть царство идей, сосредоточиваемых, как в своем центре и источнике, в существе совершенном. Для восприятия воздействия со стороны этого идеального мира требуется особый орган. Хотя для объяснения состава и генезиса как самого вещества, так и различных органических существ, следует признать систему относительно-самостоятельных образовательных сил, эти силы должны быть сведены к управляющей ими высшей, божественной силе. Таким образом, в системе Кудрявцев Виктор Дмитриевич идея Бога служит ключом при решении как гносеологических, так и космологических вопросов. В своих сочинениях, как и в академическом преподавании Кудрявцев Виктор Дмитриевич отличался рассудочной ясностью мысли и свободой от взглядов исключительных и односторонних. Для оправдания теистического мировоззрения он довольствовался критикой известных философских учений, не подвергая основные данные человеческого сознания новому, самостоятельному пересмотру.

Я. Колубовский.

Смотрии так же...