Квипу

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КВА
КВЕ
КВИ
КВО
КВЯ

Квипу или квипус — способ отметки данных помощью узлов, бывший в употреблении у древних перуанцев, или, точнее, — самый объект, шнур с узлами, обозначавший вид и число предметов. Обыкновенно на одном длинном и более толстом шнуре (иногда он имел форму кольца) навязывались на известных расстояниях более короткие и тонкие шнурки, и на них завязывалось по одному или несколько узлов. Длина главного шнура могла достигать многих метров; поперечные шнурки редко имели более 60 см в длину. В одной могиле Чуди нашел Квипу, имевший около 8 фн. весу. Шнуры часто были различного цвета и в этом виде употреблялись правительственными органами, которые пользовались ими как статистическими таблицами. Красный цвет служил для обозначения солдат, желтый — золота, белый — серебра, зеленый — хлеба и т. д. Простой узел равнялся 10, двойной — 100, тройной — 1000; два двойных и два простых — значило 220. Имело значение также расстояние узлов от главного шнура и последовательность вторичных шнурков. В отчетах по войску различные шнурки соответствовали различным родам оружия. Впрочем, Квипу требовали всегда некоторого комментария к ним. Подобный способ счета практикуется и теперь пастухами Перуанского нагорья. Акоста говорит, что посредством Квипу велись даже перуанские летописи, но все попытки разобрать найденные до сих пор Квипу оказались тщетными. Подобные системы Квипу были в употреблении в Мексике, в Гватемале, у арауканцев Чили и в других местностях Америки. У сев.-амер. индейцев место Квипу чаще занимал вампум (см.). У китайцев ранее изобретения письменных знаков также употреблялись Квипу — и, по преданию, не только для торговых расчетов, но и для изображения законов и правил морали. Были в ходу своего рода Квипу и в древней Японии, на о-ве Гайнане и в других местностях. Еще в нынешнем столетии было замечено употребление шнурков с узлами — у индейцев Калифорнии (для обозначения выручки от продажи разных предметов), у индейцев Гвианы (для счета времени), у остяков (для отметки долгов), у негров (нанятые Спиком носильщики отмечали узлами получаемое ими жалованье), на Гавайских о-вах (сборщики податей отмечали узлами поступление сборов). Место узлов заменяют иногда бусы, бобы, горошины и т. п. Четки буддистов и христиан, греческие, китайские и русские счеты, наш обычай завязывать на память узелок — все это образцы и пережитки той же мнемонической пиктографии, к области которой должны быть также отнесены бирки, палки вестников у австралийцев и т. п. См. Andree, "Merkzeichen u nd Knotenschrift", в его "Ethnogr. Parallelen und Vergleiche" (St., 1878) и Mallery, "Picture-Writing of the American Indians" (Ch. IX, Mnemonic, в Х "Annual Report of the Bureau of Ethnology", Baшинг., 1893).

Д. Анучин.

Смотрии так же...