Знахари и знахарки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
З ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЭ ЗЮ ЗЯ
ЗНА
ЗНЕ
ЗНО

Знахари и знахарки ("знающие люди") — те волхвы или ведуны (см.), которые преимущественно занимаются лечением. Они одни, по народному преданию, не знаются с нечистой силой, ходят в страхе Божием и прибегают к помощи креста и молитвы. Иногда, впрочем, им приписывали способность "наводить" болезни, "напускать". Те из Знахари и знахарки, которые лечили исключительно травами (зельями), назывались зелейщиками (см.). Знахари и знахарки-заклинатели, умеющие заговаривать змей и злых животных и могущие сообщить спрашивающим их "некая неизреченная", носили название обаянников. Затем, Знахари и знахарки-лекари специализировались и по способам лечения и по болезням. Главнйшие из способов лечения: 1) шептанье (см. Заговор) — самый распространенный способ; 2) массаж, употребляемый б. ч. вместе с шептаньем, при заболеваниях брюшной полости и при болях спины; 3) водолечение, употребляемое во всевозможных случаях и видах (ванны паровые и теплые, иногда соленые, общие и местные, холодные души, горячие и холодные компрессы и др.), особенно часто против детских болезней, и 4) травки — в чистом виде, в отваре или микстуре с другими предметами. Знахари и знахарки более других пользовались уважением народа и, при всеобщем гонении на волхвов, поощрялись даже самими московскими царями, напр. к собиранию трав. Вплоть до конца XVIII в. они были главными лекарями почти всех слоев русского общества. Вера в них сохранилась во многих местах и поныне. Число их значительно превышает число медиков. Многие из них кормятся знахарством и передают свои знания по наследству из рода в род. Существует предание, что Знахари и знахарки, не успевший передать своего искусства, испытывает тяжкие предсмертные муки и нередко встает, после смерти, из гроба. Некоторые лечат даром, "для Бога", "для спасения души".

См. Гринцевич, "Народная медицина" (в "Вестнике Евр." 1892 г., № 8); "Малорусские знахари и их способы лечения" (в "Правительственном Вестнике", 1892 г., № 66); И. Иванов, "Знахарство, шептанье и заговоры" (в "Киевской Стар." 1885 г. № 12), и литературу под словами: Волхвы на Руси и Заговор.

В. Рудаков.

Знахарями назывались также в древней Руси послухи-свидетели, призывавшиеся при решении спорных вопросов о границах земельных участков.

Смотрии так же...